Министерство образования Российской Федерации
Управление образования и науки администрации Белгородской области
Алексеевский педагогический колледж
Выпускная квалификационная работа
по методике преподавания иностранных языков.
Тема: Роль чтения в процессе обучения иностранным языкам
на начальном этапе в средней школе.
Башкирева Елена Ивановна
Специальность:
0303 Иностранный язык
курс 5, группа 50
Руководитель:
Гембар Светлана Ивановна
г. Алексеевка, 2005г.
ВВЕДЕНИЕ
Чтение - чрезвычайно сложный процесс. Активность читающего является обязательным условием не только проникновения в смысловую сторону текста, но и восприятие его формальной стороны, без опоры на которую понимание текста не возможно.
Вопросами чтения, обучение чтению занимались и занимаются видные педагоги, учёные, методисты, психологи Сухомлинский В.А., Плотников С.Р., Розов О.А., Светловская Н.Н. ,Фоломкина С.К., Бим И.Л., Пассов, Рогова, Галльского и другие.
Хотя уже можно найти достаточно методической литературы посвященной этому вопросу, нам хотелось бы остановиться на начальном этапе обучения чтению, так как именно здесь формируется навык чтения вслух способствующий становлению навыка чтения про себя, а без формирования навыка чтения невозможно овладеть этим видом речевой деятельности в достаточной степени.
Объект исследования: процесс овладения чтением как видом речевой деятельности
Предмет исследования: технология обучения чтению.
Проблема исследования: каковы методические приемы, способствующие обучению школьников иностранным языкам в основной школе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику чтению, как виду речевой деятельности.
2. Изучить технологию обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе в средней школе.
3. Проанализировать передовой педагогический опыт по овладению учащимися на начальном этапе чтением.
4. Провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся на начальном этапе в средней школе навыков чтения.
Гипотеза: без овладения чтением, отвечающим требованиям программы, как одним из видов речевой деятельности дальнейшее использование иностранного языка будет ограничено.
Эта гипотеза будет доказана при реализации следующих педагогических условий:
1. Осознание роли и место чтения в процессе обучения иностранным языкам.
2. Методически грамотная технология обучения чтению.
3. Активности учащихся по овладению этим видом речевой деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа, эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод анализа процесса и продуктов деятельности детей педагогический эксперимент 4 (констатирующий, формирующий, контрольный)
Методические основы опытно-экспериментальной деятельности.
Теоретическое исследование нашло отражение в практической работе. Практическая работа имеет следующую цель: Разработать и апробировать систему уроков, в которую включены разнообразные приёмы работы над формами и видами чтения, способствующие овладению умениями и навыками иноязычного общения. ............