ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
  
 УДК 02
 ББК 78.34
Курсовая работа
 по специальности 052700 (071201.65)
 «Библиотечно-информационная деятельность»
 Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи
 2008 г.
  Оглавление
  
 Введение
 Глава 1 Современное состояние и проблемы развития детских и юношеских библиотек России
 1.1 Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время
 1.2 Современное состояние и проблемы развития юношеских библиотек России
 Глава 2 Роль детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи.
 2.1 Формирование нравственных ценностей молодежи в детских и юношеских библиотеках
 2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского самосознания молодежи
 Заключение
 Список литературы
    Введение 
 
 Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества остро поставил задачу патриотического воспитания молодежи. Общественный прогресс в России невозможен без формирования чувств уважения к Родине.
 Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития нашей страны этот вопрос ставится снова и снова. В последние годы после некоторого небрежения начинает осознаваться в нашем обществе с особой силой. Убедительным свидетельством тому стало и всенародное празднование 60-летия Великой Победы. Библиотекари России всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. И сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении [21, с. 34].
 Значимость детской библиотеки в социализации личности зависит от того, что она может предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи — основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек ( особенно детских и юношеских) традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян. Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях [3, с. 27].
 В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества [3, с. 27].
 В деятельности библиотек, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения, следует выделить следующие звенья: воспитание любви к Отечеству и своей Малой Родине (как правило, это осуществляется в рамках краеведческих занятий); ознакомление в живой, интересной форме с историей нашего государства, в том числе военно-патриотический аспект; правовое просвещение школьников в условиях детской и юношеской библиотеки [11, с.  ............