ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»
Роль моделирования при работе над задачей в 5 классе
  
 Курсовая работа по методике математики
 Власовой Ольги Сергеевны
 специальность: 050201 математика 
 группа: М – 41 отделение: очное 
 Руководитель: Т.А. Трясцына
 преподаватель методики математики
  
 Защита состоялась:
 Отметка:
  
 2007
 
  Оглавление Введение.......................................................................................................... 3
 Теоретические основы моделирования.......................................................... 5
 Понятие модели и моделирования.............................................................. 5
 Моделирование в решении текстовых задач............................................... 10
 Задачи на встречное движение двух тел................................................... 17
 Задачи на движение двух тел в одном направлении................................ 17
 Задачи на движение двух тел в противоположных направлениях.......... 18
 Использование моделирования при работе над задачами на движение в 5 классе        21
 Заключение.................................................................................................... 39
 Список литературы....................................................................................... 40
 Приложение 1................................................................................................ 42
  
 
  Введение Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в условии.
 Учебная деятельность при решении задач складывается из умственных действий и осуществляется эффективно, если первоначально она происходит на основе внешних материальных действий с предметами, а затем превращается во внутренние процессы.
 Таким образом, действия первоначально целенаправленно отрабатываются в плане внешних операций с вещами, а затем эти действия только представляются и проговариваются и, наконец, действия сворачиваются и уходят во внутренний план.
 Как правило, в процессе анализа задачи учитель, а, следовательно, и ученики используют лишь различные виды краткой записи задачи или готовые схемы. Создание модели на глазах у детей или самими учащимися в процессе решения задачи считается очень важным.
 «Рисунки, схемы, чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их. Эти условия необходимы для того, чтобы обучение носило развивающий характер.»[10, 7]
 Графические изображения, используемые для постановки познавательных задач, наглядно представляя соотношения между данными и искомыми величинами, помогают ученикам схватить смысл проблемной ситуации, а затем и найти возможный путь решения.
 Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, то есть уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми параметрами. Для этого следует применять моделирование и учить этому детей.
 Целью данной курсовой работы является разработка системы приемов моделирования.
 Задачи:
 1) познакомиться с понятиями «модель» и «моделирование»;
 2) рассмотреть разные виды  моделей, включить их в практическую работу с детьми;
 3) изучить теоретические, методические источники по данному вопросу;
 4) систематизировать приемы моделирования;
 5) разработать конспекты уроков математики, провести и проанализировать их.
 Объект исследования: учебная деятельность пятиклассников на уроках математики.
 Предмет: процесс формирования у пятиклассников умений решать текстовые задачи, используя модели.
 Контингент: учащиеся 5 классов лицея № 1 города Кунгура.
 Гипотеза данной курсовой работы: использование моделирования влияет на формирование умения решать задачи.
 Обучение математике требует развития у детей самостоятельности в решении текстовых задач.  ............