Часть полного текста документа: Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Прнитронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н. Рыленков Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием "культура" - понятием очень многозначным и емким. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин- ципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в совре- менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про- исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным уси- ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общес- твенно-духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью обра- зования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру. В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для моло- дежи, оканчивающей средние учебные заведения." Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования. Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального досто- яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей- ствительности.Любопытно,что умение соотнести слово с действитель- ностью академик И.П.Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся кол- лекционированием слов, а не изучением жизни". ............
|