Часть полного текста документа:Роман: история жанра Г. Поспелов Европейский роман зародился на почве развития буржуазно-капиталистических отношений, хотя эмбриональные формы романа встречаются и в античном обществе и в средневековьи. Соответствующая социальная почва и там для этого несомненно имелась. Расцвет рабовладения, рост торгового капитала, вытекающее отсюда образование огромных государств, ведущих завоевательную политику, расцвет торговых городов и утонченной городской культуры - все это разрушало старинные феодальные устои, разлагало цельность и непосредственность патриархального мировоззрения. Начала индивидуализма, эротики, авантюризма проникали туда, где недавно царили суровость и простота нравов, кастовые традиции, идеалы гражданской доблести. В начале нашей эры такими центрами утонченной городской культуры были Александрия, Рим, Афины, Милет и другие крупные центры Средиземноморья. Несмотря на то, что подавляющая масса сочинений той эпохи до нас не дошла, мы знаем по названиям поэтические сборники, имевшие тогда громадный успех и распространение: "Милетские сказки", "Сатирические рассказы". Трудно судить, насколько в этих книгах отдельные новеллы уже сплелись в канву целого Р., но уже в дошедших до нас в пересказах "Вавилонских новеллах" Ямвлиха мы встречаем сложную канву приключений двух влюбленных, которые, преодолевая всяческие соблазны, соединяются наконец браком. Подобная же композиционно-тематическая схема повторяется в "Эфиопике" (Теаген и Хариклея) Гелиодора, в романе "Хайрей и Калирроя" Харитона, в "Левкиппе и Клитофонте" Ахилла Татия (перев. на рус. яз.) и "Дафнис и Хлое" Лонга. Склонность к эротич. деталям, к мотивам авантюрности - все это позволяет говорить о существовании такого стиля античного Р., который аналогичен буржуазному. И здесь город был почвой для возникновения этого жанра. В "Золотом осле" Апулея повидимому приходится видеть иные стилевые особенности. Этот Р. имеет явно выраженный моралистич. оттенок, здесь борьба личности за самоутверждение протекает в плоскости нравственного усовершенствования, на основе отталкивания от веселья и распущенности окружающей среды. В процессе разложения феодализма и перехода к капитализму Франция показала классически-законченные формы социального развития. Может быть поэтому и в истории европейского Р. средних веков и нового времени приоритет принадлежит несомненно французскому Р. В создании и оформлении мещанского плутовского Р. творчество французских авторов сыграло очень большую роль. Во Франции создаются многочисленные "животные" Р. на сюжет о приключениях лисы (напр. "Les aventures de Renard"), являющиеся лучшим образцом этой разновидности жанра. Но наряду с этим мы встречаем во французской литературе еще в эпоху позднего средневековья авантюрные Р. иного стиля - Р., отражающие мировоззрение и интересы феодально-дворянских слоев. Эти слои были несомненно знакомы с оригиналами и с переводами античных Р., и последние оказывали свое влияние на самостоятельное творчество французских авторов. Так, большой популярностью пользовались в XIII-XIV вв., наряду с "Историей Аполлона Тирского", Р. об "Окассене и Николете" или о "Флоре и Бланшфлор", которые в значительной мере повторяют схему античных романов Ямвлиха и Гелиодора. Р. XIII-XIV веков представляют собой творчество тех же социальных слоев; по общему характеру своей тематики они почти всегда очень близки к рыцарским эпопеям и легендам (Окассен - знатный рыцарь, Флор - королевич); они нередко восхваляют рыцарские добродетели. ............ |