Часть полного текста документа:Российский вариант ресентимента (социокультурные истоки кризиса рациональности) В. П. Козырьков, ННГУ Как известно, М. Вебер выделял не только целе-рациональные, но и ценностно-рациональные действия, раскрывая противоречивый механизм их взаимодействия. С тех пор проблема типов рациональности не перестает волновать научный мир. Однако существует еще одна линия в толковании природы социального поведения и взаимосвязи различных видов дей-ствия. Эта линия связана с именем М. Шелера, создавшим учение о ресентименте, в какой-то мере дополняющем теорию М. Вебера о типах рациональности. В предлагаемой статье делается попытка раскрыть существо учения о ресентименте и показать его эвристическую значимость в оценке социокультурной ситуации современной России. Вообще-то говоря, ресентимент как духовный феномен впервые был осмыслен Ф. Ниц-ше, на что обращает внимание сам М. Шелер. Данное понятие, по мнению Шелера, зафиксиро-вало не просто кризис в развитии отдельных сфер культуры, а патологическую направленность его разрешения. Поэтому в образной формулировке М. Шелера "ресентимент - это самоотрав-ление души... Душевный динамит..." (1, с. 13). Говоря научным языком, данное явление "пред-ставляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систе-матического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры, - запрета, порож-дающего склонность к определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам. В первую очередь имеются в виду такие душевные движения и аффекты, как жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство" (1, с. 13). Механизм формирования ресентиментного типа личности М. Шелер раскрывает так: "По мере того как игнорирование позитивных ценностей пробуждает тягу к ним, он все глубже погружается, минуя переходные ценности и ценности-средства, в противоположные этим позитивным ценностям зло. Постепен-но оно занимает все большее пространство в сфере его ценностного внимания. В нем зарожда-ется нечто такое, что пробуждает желание хулить, ниспровергать, унижать, и он цепляется за любой феномен, чтобы через его отрицание хоть как-то себя проявить. Так, оправдывая внутреннюю конституцию своего ценностного переживания, ресентиментный тип непроизвольно "обесценивает" бытие и мир" (1, с. 60). Казалось бы, из приведенных выдержек можно сделать вывод, что речь идет о выделении какого-то нового вида аффективного действия, однако дело не только в этом, а гораздо сложнее. Из всего духа рассуждений М. Шелера видно, что ресентимент есть особая духовная структура, которая складывается в культуре при деструктивных формах воздействия на личность и при от-сутствии нравственного преодоления (искреннее прощение, покаяние и др.) или психологиче-ского снятия (ругательства, жесты и др.) внутреннего напряжения. В поисках причин этого яв-ления, Шелер называет множество личностных и социально-психологических истоков ресенти-мента: слабость, бессилие, страх (забитость, запуганность, трепет); легкая ранимость; сдержи-ваемые притязания; инвалидность; зависть, ревность; стеснительность. Выделяются и социаль-но-экономические основания: стремление к успеху в рыночных конкурентных условиях, веду-щее к зависти, жадности, тщеславию, карьеризму; современная структура социальности, когда формально все равны, а реально - нет; унижающее подчинение в современной системе власт-ных отношений. ............ |