Часть полного текста документа:Рождение эмоций и Как этим управлять Денис Швецов Для многих людей способность управлять внутренними состояниями - это что-то из области фантастики. И, поскольку в школах и институтах пока этому не обучают - займемся этим сами. Мы - сможем! Дело-то житейское. Большинство встречающихся мне людей свято верят в то, что эмоции и настроение - это нечто, что у нас внутри происходит в ответ на внешние события. Да, это так. До тех пор, пока мы в это - верим. А начинается все - с детства. Вот бежит маленький карапуз, только что с удивлением обнаруживший, что передвигаться он теперь может не только ползком, а и пешком. Его глазенки выражают одновременно и испуг, и удивление происходящему. И вот так, вытаращившись на маму, малыш направляется к ней в объятья, и вдруг... бумс! Вместо мамы перед ним оказывается земля, в коленках и локтях жгучее ощущение ободранной кожи... Он поднимает головенку и широко распахнутыми и еще непонимающими глазами вопросительно смотрит на маму, как бы говоря: "Мама, а что сейчас произошло? Это хорошо или плохо? Мне как реагировать?". И вот здесь - в игру вступает Мама (именно с большой буквы, потому что она для ребенка - значимый человек, Взрослый Волшебник, который знает больше и сейчас расскажет правду). Если мама - человек "нормальный", она, скорее всего, подбежит то ли с утешающими сюсюканьями, то ли с руганью на окаянного недотепу, а в целом - покажет ребенку наглядно, что произошло "ужас что кошмарное", и что "хорошие детишки в такое не вляпываются", а также "в таких ситуациях обычно плачут" (это она ему подскажет сочувствующей гримасой и словами "не плачь") Если мама хоть чуток продвинутая (т.е. - "во ненормальная!"), она скорее подойдет к ребенку не с жалостью, а со спокойным лицом и примером "что нужно делать в подобной ситуации". Например, ее слова могут быть такими (лицо спокойное, доброжелательное): "Что, упал? Бывает. Ну, вставай. Ага, молодец. Щиплет коленки. Тогда потрем их, потрем. Хорошо! Вот, а еще я могу тебя поцеловать, и мы - улыбнемся. Ага? Ну, все нормально? (с улыбкой) Гуляем дальше, любимый." И вот два разных ребенка учатся жизни: один знает, что для того, чтобы Мир (для начала в лице мамы) пришел на помощь, нужно показать маме, что произошел ужас, и расплакаться (иначе - кто поможет?). А другой ребенок так же уверенно полагает, что для помощи себе не обязательно делать из себя жалобную беспомощную тряпочку, а можно подойти, спокойно попросить о помощи, и, даже не прибегая к позиции жертвы, получить большое количество поцелуев. Да, на этом дело не закончится. Даже наш "просветленный" ребенок, который привык без жалоб смотреть в лицо новому опыту и быть самостоятельным, скоро пойдет в детский сад (или - потом в школу), и он узнает с помощью сверстников, воспитателей, учителей и прочего телевизора, что страдать - выгодно (так многие делают), что для расслабухи порой нужно включить "дурика", "неумеху", "жалкого неудачника", и тогда ничего не нужно будет делать, добрые люди придут на помощь и сами все сделают. Да? В нашей массовой культуре - пока да. И вот мы - вырастаем. Что мы делаем, когда загоняем себя на работе как лошади (согласно воспитанному верованию "человек должен работать на себя и семью не покладая рук своих")? Мы - успешно заболеваем, т.е. ............ |