Часть полного текста документа:Контрольная работа По социологии Тема: "Русская и советская социология" План: 1.Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца XIX-начала ХХ века. 2. Советская социология 20-30 г. 3. Возрождение и парадоксы советской социологии (50-80 г.) Литература: 1.Социология ,Учебное пособие. 2.Основы социологии.Курс лекций. 3.Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.1993г. I. Российскую социологию необходимо рассматривать как ответ на потребности социальной жизни.Речь идет о применении методологии ,рассматривающий результа мыслительной деятельности.,как активный элемент общественной среды..Данный подход особенно важен для анализа российской социологическрй мысли в силу ее постоянной вовлеченности в общественную практику,в основном в оппозиционно-критической фнкции. Как и в мировой социологии ,здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социалогической.Российская мысль формируется первоначально как философия истории,особенно в первой половине XIX в..К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории,где переплетаются элементы социально-философские и социологические.И только в начале ХХ века появляется уже чисто социалогические теории .Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии. Понимание особенностей развития социологии России,ее неповторимости требует также учета своеобразия русского национального характера,его духовных ориентаций , "духа народа".Мыслители традиционно подчеркивали внутреннюю противоречивость руского национального характера,существование в нем взаимоисключающих начал,слабость формы и чувства срединности,стремление к крацностям ,культурный нигилизм.Это сочеталось с серьезным влиянием географического фактора и геополитического положения страны как важных условий утверждения деспотической формы правления.Историческое своеобразие привело к ситуации неактуализированности сил русского народа,социальной необустроенности общества.В то же время в обществе ощущалось наличие некоего особого "задания" России,что и вылилось в концепцию мессианской "русской идеи". Важнейшей и исходной особенностью российской социальной мысли явился органический подход к обществу.Органический подход заключался в стремлении представить мир как некое иерархическое целое,где общество и человек хотя и своеобразные,но только элементы.Столь большое внимание исследователи уделяли русской общине ,усматривая в ней органическое начало,опора на которое позволит реализовать самобытный русский путь социальной эволюции. Особое значение приобрели проблемы объекта эволюции,совмещая эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к функциональному равновесию и др. Одновременно нарастал протест против плоского эволюционизма,начиная от самых ранних форм в теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского (1822-1885) и вплоть до снятия вопроса о социальной эволюции как научной проблеме у П.А.Сорокина. Внимание к проблеме эволюции свидетельствует о такой важной черте социальной мысли России ,как ее прагматическая напрвленность, "служебное отношение к истине" Ради спасения общества.В этом проявляется если не в явной ,то в скрытой форме религиозный характер руского социального мышления.Не случайно поэтому в русской культуре столь сильна тенденция к тоталитарности,целостности мышления и действия. ............ |