Часть полного текста документа:Министерство образования РФ Иркутский Государственный Технический Университет КУРСОВАЯ РАБОТА Российская православная церковь как субъект социальной работы Выполнила: студентка I курса группы СОР-01-1 факультета востоковедения и мировой экономики Будаева Д.Ч. Проверил: Ступин С.Г. Иркутск, 2002 г. ОГЛАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 2 СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПРОГРАММА. 11 ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА. 12 СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 13 ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. 16 РАБОТА С ЗАКЛЮЧЁННЫМИ. 16 МЕДИЦИНСКАЯ И ПАТРОНАЖНАЯ ПОМОЩЬ. 18 СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РПЦ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ. 20 ПРОГРАММА ПО ЦЕРКОВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ. 22 ЛИТЕРАТУРА 27 Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи "сирым и убогим" на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX - начале XXI вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело "общественного презрения" находилось в руках церкви. Однако после октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы подвергались варварскому разрушению. Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей - вот обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих. Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим 1[69]. ............ |