Часть полного текста документа:Русский Леонардо Игумен Вениамин (НОВИК) Семьдесят лет назад, 8 декабря 1937 года, был расстрелян отец Павел Флоренский - одна из самых трагических фигур Серебряного века, представлявшего собой эпоху русского культурного и религиозного ренессанса. В творчестве Флоренского причудливо переплетались религиозный консерватизм и христианизированный платонизм, романтический трагизм, лиризм и символизм, характерные для культурной среды того времени. Он не остановился на общем возросшем интересе к религии и стал священником. Николай Бердяев упрекал его в стилизаторстве. Священник Георгий Флоровский - в индивидуалистической психологизации. Современные ортодоксы находят у него ереси и вообще внецерковные мотивы. Но подобные упреки часто раздаются в адрес тех, кто стал ученым самостоятельно, за своим письменным столом. Божественный свет и "лампочка Ильича" Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - русский религиозный философ и ученый, родился 9 января (ст. стиль) в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. Отец его происходил из духовного сословия, но был инженером путей сообщения. Мать, урожденная Сапарова, принадлежала к знатному армяно-грузинскому роду. Семья же в целом была безрелигиозной и внецерковной. Но юному Павлу такое мировоззрение казалось недостаточным. По окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского университета. Однако, завершив учебу, не захотел остаться в университете и поступил в Московскую Духовную академию. В 1905 г. Флоренский вместе с Эрном и Свенцицким (своими друзьями по гимназии) создает "Союз христианской борьбы", стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей "христианской политики" Владимира Соловьева. За выступление против смертной казни лейтенанта Петра Шмидта Флоренский был даже на неделю арестован. Однако по своему характеру Павел Александрович являлся, скорее, созерцателем и неутомимым гностиком, чем политическим деятелем. Его интересовало буквально всё - начиная от древней магии до тайн иконографии и высот богословия. У него была даже какая-то сострадательная влюбленность в материю, в которой он видел начатки одухотворенности. После окончания Духовной академии Флоренский остался там преподавателем истории философии. Говорил этот преподаватель тихим голосом, опустив глаза, но студенты завороженно его слушали (как потом, спустя многие годы, другие студенты столь же заворожено будут слушать в МГУ Сергея Аверинцева). С началом войны спокойный творческий период был прерван. В 1915 г. Флоренский оказался на фронте в качестве полкового священника. А после революции власти ликвидировали Духовную академию. Начался погром Троице-Сергиевой Лавры, закрыли и Сергиево-Посадский храм, где служил о. Павел. Погасла лампада перед мощами преподобного Сергия Радонежского. Большевиками была развернута кампания по вскрытию мощей. Отец Павел участвовал в спасении честной главы Преподобного от поругания. Но затем Флоренский вынужденно возвратился к занятиям физикой и математикой, работал в области электротехнического материаловедения, читал лекции во ВХУТЕМАСе и Технологическом институте. Трудился и в системе Главэнерго, принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО. В 1924 г. ............ |