Часть полного текста документа:С чего начинается дружба Галигузова Л. Н. С того момента, как ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше - уже на первом году жизни: малыши с любопытством разглядывают сверстников в колясках и на руках у взрослых, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, лица ровесника. Однако, в младенческом возрасте детские контакты ограничены во-первых, из-за опасения взрослых, что дети могут нанести друг другу увечье или заразить какой-либо болезнью, во-вторых, потому что свобода малышей во время прогулки ограничена стенками коляски. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми, и сразу же у него и у взрослых возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них, ответим на вопросы, которые чаще всего задают психологу родители. Ровесник: человек или игрушка? "У моей подруги такой же маленький ребенок, как и у меня. Нашим детям чуть больше года. Иногда мы приходим друг к другу в гости, разговариваем, а дети устраиваются рядом и тоже общаются. Только вот общение это какое-то странное. То они улыбаются друг другу, а то вдруг начинают дергать за волосы, кусаться, не обращая внимания на плач. Почему так происходит? Они что, не понимают что рядом с ними живой человек? Или это жестокость?" Мама подметила очень важную черту во взаимодействии маленьких детей. Она заключается двойственно отношени детей к ровесникам, которое продолжается примерно до полутора лет жизни. С одной стороны, как правильно заметила мама, дети адресуются друг к другу как к живым людям, таким же как они сами и взрослые: улыбаются, смеются, лепечут, протягивают игрушки. Эти действия они усваивают в общении со взрослыми и переносят на сверстника. С другой стороны, дети этого возраста чрезвычайно любознательны и все мало знакомые объекты стремятся исследовать характерными для них практическими способами: потрогать, повертеть, поковырять, попробовать на вкус. Сверстник для малыша пока еще не только живое существо, но и интересный объект для изучения Попробуйте провести такой эксперимент: посадите рядом с годовалым ребенком сверстника и куклу. Вы можете увидеть очень интересную картину: малыш будет обращаться с другим ребенком и с куклой практически одинаково: поковыряет глаз у куклы - и попытается проделать то же самое с ровесником, похлопает куклу по голове - и повторит то же самое со своим соседом, поднимет и опустит ногу куклы - и сразу же проделает то же самое с живой игрушкой. Такое обращение со сверстником не имеет ничего общего с жестокостью, оно связано исключительно с познавательной активностью детей, которая на данном этапе часто заслоняет чисто человеческие качества сверстника, выдвигая на первый план знакомство с ним как с новым, интересным предметом. Дети ощупывают одежду, тело друг друга, дергают за волосы, пытаются попробовать на вкус пальчики ровесника. Довольно часто приходится наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на туловище сидящего рядом ребенка, не обращая внимания на его протесты. В данном случае сверстник является лишь физической помехой к цели. Так, на протяжении первых полутора лет в контактах детей переплетаются человеческие и предметные отношения друг к другу, затрудняя их полноценное общение. ............ |