Часть полного текста документа:Введение Во время Первой мировой войны русская авиация была вооружена в основном французскими самолетами "Фарман", "Вуазен", "Ньюпор", которые покупались за границей или строились по лицензии на русских авиазаводах. Двухместный разведчик "Лебедь-XII" стал одним из немногих серийных самолетов отечественной конструкции. Многие русские конструкторы (В.Слесарев, Я.Гаккель, В.Савельев и др.) разрабатывали оригнальные самолеты. Однако дальше опытного образца дело, как правило, не шло. Лишь немногим удалось создать удачные конструкции, строившиеся серийно и принятые на вооружение русской армии: четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец" Игоря Сикорского, летающие лодки Дмитрия Григоровича, самолеты Анатра и др. К таковым можно отнести и разведчик "Лебедь"-XII, выпускавшийся серийно на заводе В.А.Лебедева в Петрограде в 1916-1918 гг. За два года изготовлено более 200 самолетов этого типа, поступавших на вооружении Русской армии, а после революции - РККВФ. Кроме "12-го", завод В.А.Лебедева выпустил за годы своего существования сотни самолетов других типов: разведчиков, бомбардировщиков, летающих лодок. Ранние самолеты завода Лебедева Все опытные и серийные аэропланы, выпускавшиеся "Акционерным обществом воздухоплавания В.А.Лебедева" в 1914-1918 гг. имели название "Лебедь" с номерами от I до ХХIV. Достоверных сведений о первых шести типах нет, скорее всего, это были копии иностранных самолетов. "Лебедь"-VII Выпущен заводом Лебедева в начале декабря 1914 г. Одностоечный биплан, копия английского самолета "Сопвич Таблоид" образца 1913 г., с мотором "Гном" 80 л.с. Построен в нескольких экземплярах, часть из которых поступила на фронт для войсковых испытаний. Два самолета "Лебедь"-VII получил 21-й корпусной авиаотряд (као) в декабре 1914 г. Один из "Таблоидов" 21-го отряда. В конце того же месяца командиру 21-го као поступил запрос от шефа русской авиации Великого Князя Александра Михайловича относительно пригодности "Лебедя-седьмого" для боевой работы. Такая поспешность была вызвана необходимостью наладить производство пригодного для войны самолета на отечественных заводах, поскольку авиатехники в русской армии катастрофически не хватало, а зарубежные поставки шли из рук вон плохо. Военный летчик 21-го као поручик Верницкий, летавший на самолете "Лебедь"-VII, указал в отчете, что "летать приходилось мало и полеты не раскрыли всех возможностей самолета. И все же при равной скорости с Мораном "Лебедь"-VII имеет лучший обзор, спуск на нем легче. Однако как одноместный он нежелателен для военных целей". [Для сравнения: изначально "Таблоид" был двухместным, но англичане пришли к прямо противоположному выводу относительно одноместных "скаутов". Правда, "Сопвичей" построили совсем немного, а основным типом стал "Бристоль". Прим.ред.] По-видимому, эта оценка стала причиной отказа от серийной постройки "Лебедя"-VII и оставшиеся экземпляры поступили в Гатчинскую авиашколу, где использовались до начала 1917 г. Одна из последних "семерок" (зав. № 53, школьный № 1) была поломана при посадке поручиком Циргиладзе 5 февраля 1917 г. Поручик Верницкий перед своим "Лебедем". Два самолета "Лебедь"-VII оставались на вооружении 21-го као до мая 1915 г. Поручик Верницкий совершил на них более 30 воздушных разведок на фронте 6-го армейского корпуса. ............ |