Содержание
Введение.
1. Масса, толпа.
2. Изменения индивида в толпе.
3. Роль вождя в массе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Проблема самоопределения личности в условиях “массового порядка существования” 20 века имеет особую значимость и актуальность для западной культуры и именно в 20 веке.
Не более столетия тому назад традиционная политика государства и соперничество государей были главными факторами событий. Мнение масс не принималось в расчет, да большей частью она и не существовало. В настоящее же время политические традиции, личные склонности монархов, их соперничество уже более не принимаются в расчет, и, наоборот, голос толпы становится преобладающим. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно и старается прислушаться. Не в совещаниях государей, а в душе толпы подготавливаются теперь судьбы наций.
Выступление народных классов на арену политической жизни, т.е. в действительности их постепенное превращение в руководящие классы, представляет одну из наиболее выдающихся характерных черт нашей эпохи. Путем ассоциаций толпа выработала идеи о своих интересах и получила сознание своей силы. Толпа составляет синдикаты, перед которыми капитулируют все власти, одна за другой.
Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато склоны к действию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромную силу.
Именно XX век внес глубокие изменения в понятия людей о человеке массы. Рассмотрев данную проблему мы увидели что человек теряет свои личностные качества, находясь в толпе. Находясь под влиянием толпы, человек порой может совершать безрассудные поступки, которые он не совершил бы, если контролируя свое поведение.
Данная проблема позволяет найти различие между массой, толпой и поведением индивида в них.
1. Масса, толпа
Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет. В психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу.
В отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности. Его аффективность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят, по-видимому, в направлении уравнения себя с другими массовыми индивидами.
Мы вправе сказать себе, что обширные аффективные связи, замеченные нами в массе, вполне достаточны, чтобы объяснить одно из ее свойств, а именно, отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией всех других, снижение его, так сказать, до уровня массового индивида. ............