Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ XXXXXXX ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Студентка - заочница 5 курса факультета иностранных языков По специальности английский язык Семантическое поле страха (на материале произведения С. Кинга 'Цикл оборотня') Выпускная квалификационная работа Научный руководитель Доцент кафедры английской филологии Кандидат филологических наук Агапова С. А. Утверждаю зав ОЗО 2004 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХА, ЕГО МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ ......5 1.1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХА 5 1.2. ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ 7 1.3 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ 10 1.4 ПОПЫТКИ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХА 11 1.4.1 Биологический страх 12 1.4.2 Социальный страх 12 1.4.3 Моральный страх 13 1.4.4 Дезинтеграционный страх 14 1.5 ЭМОЦИИ 15 ГЛАВА 2 НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАХА 27 2.1 СТРАХ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. 29 2.1.1 Страх как нормальная реакция организма. 29 2.1.2 Адекватность страха 33 2.1.3 Страх как ценность 34 2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ФОБИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВАМ 1 И 2 40 I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ 40 II. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ 41 III. МИСТИЧЕСКИЙ СТРАХ 43 ГЛАВА 3 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА 46 3.1 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ 50 ГЛАВА 4 СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СТРАХА В 'ЦИКЛЕ ОБОРОТНЯ' СТИВЕНА КИНГА 53 4.1 ТВОРЧЕСТВО СТИВЕНА КИНГА 53 4.2 ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СТРАХА 57 4.3 ЛИТЕРАТУРНЫЕ СРЕДСТВА 60 4.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН ПРОИЗВЕДЕНИЯ 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 80 ЛИТЕРАТУРА: 88 Введение Цель данной работы - исследовать употребление различных лексических и стилистических средств для создания семантического поля страха в произведении Стивена Кинга 'Цикл оборотня'. Задачи: - изучить условия возникновения страха, его механизмы и наиболее частые формы его проявления; - рассмотреть понятие семантического поля и его роль в создании композиционно-речевых форм; - выявить лексические и литературные средства выражения страха и определить их роль в создании семантического поля страха в произведении Стивена Кинга 'Цикл оборотня'. Испытывать страх - присуще любому живому существу, будь то человек или животное. Но что такое страх? Как он возникает? Каковы механизмы формирования этого чувства? Многие психологи проводили эксперименты и обсуждали данную проблему. Например, исследование проведенное со 100 испытуемыми по проектной методике 'Несуществующее животное' рассмотрели более 250ти рисунков. Из этих рисунков были отобраны те, в которых отображались страх и тревожность и с их авторами проводились беседы для того, чтобы выявить, что послужило поводом для беспокойства и вызвало тревогу или страх. На основании этих данных, а также по результатам исследований А. Кемпински и К. Е. Изарда, занимавшихся проблемой страха, был выведен список ситуаций, в которых каждый человек в той или иной мере будет испытывать страх или же стремление его компенсировать. Эти ситуации были расклассифицированы на три группы, в зависимости от того, какого рода страх будет испытывать человек: 1. Ситуации, вызывающие физиологический страх, создаваемый внутренними размытыми ощущениям;. ............ |