Часть полного текста документа:Семейное воспитание как социокультурный феномен А. Х.-М. Тоторкулова Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания - это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой. Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания. Семья - первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода "элементарная частица" общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: "Только муж и жена вместе образуют действительного человека", без чего каждый представляет собой лишь "частичное существо". Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Русский ученый И.А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть "целый остров духовной жизни". И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно - религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи. Характеризуя семью как "первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости", И.А. Ильин подчеривал, что человек "призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству" [1]. Содержание народных традиций во взаимосвязи с религиозными, выявленное Г.Н. Волковым, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания. Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием. Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье - одна из центральных тем устного народного творчества горцев. ............ |