Часть полного текста документа:Семейный роман великих людей "Если, с одной стороны мы видим фигуру великого человека, которая увеличивается до невиданных пропорций, то, с другой стороны, мы все же должны вспомнить, что отец тоже когда-то был ребенком". Легенды нам рассказывают об этом детстве. Нас поражает то, что они следуют по пути, который мы только что обнаружили. Они проецируют на экран психологии толп эпизоды семейного романа, которые восхваляют величие героя и объясняют, как он стал таким, каков он есть. Итак, Моисей. Каково его происхождение? Библия, как мы знаем, говорит о том, что он родился в семье рабов у родителей-евреев. Но Фрейд утверждает, что он появился на свет в семье египетских фараонов, то есть он - не еврей. В связи Фрейд подчеркивает, что его имя - Моисей, бесспорно египетского происхождения. Но его основной аргумент опирается на анализ легенды о рождении. Герой описывается как сын знатной или королевской четы. Его рождению предшествовали кризис, голод, война. Тогда отец, чувствуя угрозу со стороны наследника, который мог бы в будущем воспользоваться ситуацией или оказать услугу его противникам, приказывает бросить, подкинуть или убить его. На детоубийство он решается в последнюю очередь, чтобы предотвратить судьбу, которой ему не удалось избежать. Среди тех, кто был, согласно легендам, брошен - Кир, Ромул, Геракл и, разумеется, Моисей. Но новорожденного, приговоренного к смерти, спасает человек из народа. И он выживает, вскормленный бедной женщиной или самкой животного (волчица у Ромула). Доброта обездоленных мешает осуществиться преступлению власть имущих и приходит на помощь судьбе. Воспитанный этой заимствованной семьей, ребенок вырастает, становится сильным и смелым. Затем начинется жизнь, полная опасностей и рискованных приключений, в процессе которых раскрывается его героическая натура. В итоге он заставляет истинную благородную семью признать себя. Потом он мстит своему отцу и вновь воссоединяется со своей родиной. Он поднимается на трон, который ему принадлежал с самого рождения. Именно потому, что сын бросает вызов отцу и побеждает его, он и становится героем. Его генеалогия одинакова во всех легендах: "первая из двух семей - та, где рождается ребенок,-это семья знатная, обычно королевская, вторая семья та, что принимает ребенка,-скромная и бесправная, смотря по обстоятельствам, которые выдвигает интерпретация". Однако столь типичный сценарий имеет два исключения: истории Эдипа и Моисея. Согласно эллинской традиции, Эдип, брошенный своими царственными родителями, попадает в семью также царственную. Все эпизоды его трагической жизни - инцест со своей матерью, изгнание своих детей - разворачиваются в этом золоченом кругу полубогов. Но идентичность двух семей лишает его всех испытаний, которые раскрывают исключительный характер, воспламеняют воображение и подчеркивают героическую природу великого человека. В библейском тексте контраст между двумя семьями существует, но обратный. Моисей рождается в семье рабов, он - сын презренных евреев. Не имея средств содержать его, семья делает то, что всегда делали бедняки: она бросает его. Новорожденного спасает египетская принцесса и воспитывает как собственного сына. Таково искажение легенды: первая семья предстает скромной, а вторая - знатной. ............ |