Часть полного текста документа:Семён Израилевич Липкин (1911-2003) ЛИПКИН, СЕМЕН ИЗРАИЛЕВИЧ (р. 1911), русский поэт, прозаик, переводчик, мемуарист. Родился 6 (19) сентября 1911 в Одессе в семье кустаря-закройщика. С 1929 живет в Москве, тогда же без особого успеха выступил со стихами, по его позднейшему признанию, "лишенными самостоятельности", "написанными под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского". С начала 1930-х годов, освоив персидский язык, занимается переводами, параллельно учась в Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на юге России, что нашло отражение как в его стихах (В бинокле, Правый берег, оба 1942, и др.), так и в прозе (кн. очерков Сталинградский корабль, 1943). В 1956 опубликовал подборку стихов в "Новом мире" А.Т.Твардовского, изредка выступал в альманахах (в т.ч. "День поэзии", 1969; "Метрополь", 1979), издал сб. Очевидец: Стихотворения разных лет (1967). Тонкое чувство природы, изящная образность ("К сердцу дождик прижал молчаливо /Потемневшую воду залива" - В экипаже, 1941), аура тонкого настроения сменяются в поэзии Липкина серьезной, информативной событийностью (поэмы Техник-интендант, 1963, написанная свободным стихом, - об отступлении летом 1942 в составе кавалерийской дивизии; Литературное воспоминание, 1974, - о посещении в компании друга юности, Э.Г.Багрицкого, дачи наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова), историко-литературными реминисценциями (стихотворение Молдавский язык, 1962, где звуки романской речи вызывают в воображении поэта сначала древнеримских каторжан, ссылавшихся в молдаванские степи, затем "нового Овидия", О.Э.Мандельштама), политическими инвективами (поэма Нестор и Сария, 1962, - об убийстве политического и государственного деятеля Абхазии Н.А.Лакобы его сподвижником Л.П.Берией), размышлениями о собственной судьбе (Вячеславу. Жизнь переделкинская, 1982, - о "диссидентском" повороте судьбы Липкина: в 1980 вместе с женой, поэтессой И.Л.Лиснянской, он в знак протеста против разносной критики "Метрополя" вышел из СП СССР) и о возможности и обязанности поэта смягчить жестокость нашего мира ("Дамы внимают советнику Гете, / Оптики он объясняет основы, / Не замечая в тускнеющем свете, / Что уже камеры смерти готовы", - стихотворение В часе ходьбы от Веймара, 1985). Целый пласт стихов Липкина опирается на мощный и разноязычный культурный фундамент, живо отзываясь при этом на острые и необычные явления в мире (стихотворения Моисей, 1967; Союз, 1968, - о южнокитайском племени "И"; Годовщина армянского горя, 1972), особенно выделяя проблему национального самосознания и межнациональных взаимоотношений (цикл поэм под общим названием Вождь и племя: Туман в горах (1953) - "кавказская быль" о чеченце, скрывшемся от депортации; Тбилиси в апреле 1956 (1958) - о массовом побоище, вызванном национальным противостоянием; Поездка в Ясную Поляну (1952) - о лично пережитом эпизоде национального унижения). Эта "больная" для Липкина тема делает поэта обостренно чутким ко всем проявления национального ущемления - будь то трагедия сожженных гитлеровцами евреев (стихотворение Зола, 1967), депортированных калмыцкого (поэма Техник-интендант) или малого кавказского ("летописная повесть" Декада, 1980, опубл. в 1981 в США, в 1989 в СССР) народов. Поэт проводит четкую грань между "прекрасным" национальным самосознанием культуры и "отвратительным" национальным самосознанием крови. ............ |