Часть полного текста документа:Сергиевская женская община Е.П.Миклашевская, М.С.Цепляева В старой Москве существовало несколько общин сестер милосердия. Хорошо известны истории возникновения и деятельности Покровской на Покровке (1872) и Марфо-Мариинской (1908). Появляются публикации об Иверской общине на Полянке, основанной преподобной Елизаветой Федоровной на средства благотворительницы Е.Ляминой (1901), и об общине "Утоли моя печали" в Лефортове, организованной княгиней Шаховской. Но о двух женских общинах Москвы мало знают даже специалисты-москвоведы. Одна из них была создана в 1917 году в Троице-Лыкове представительницей известного московского рода купцов-благотворителей Корзинкиной. Сведения о другой, располагавшейся в 1-м Михайловском проезде невдалеке от Данилова монастыря, еще более скудны. Не сохранилось ни зданий, где она находилась, ни фотографий. Вот ее предыстория. В последние годы царствования императора Александра III в Сергиевом Посаде был создан Александро-Мариинский дом призрения для тысяч женщин-паломниц, приходящих из разных мест на поклонение святыням Сергиевой Лавры. Он владел пожертвованной Александром III дачей Царь-Дар в нескольких верстах от Посада близ села Подсосенье и двумя храмами - трехпрестольным во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде и во имя Святой Марии Магдалины в Царь-Даре. На даче были жилые здания, участки земли с лесом, сенокосы. Летом там жили воспитанницы Дома, с ними всегда выезжала начальница Екатерина Гончарова. Сфера деятельности Дома призрения постоянно расширялась: обслуживание паломниц, обучение и воспитание девочек-сирот, разнообразная помощь неимущим женщинам. Вскоре возникла мысль об организации церковной общины сестер милосердия во имя преподобного Сергия Радонежского. На это охотно дала разрешение императрица Мария Федоровна, под чьим покровительством Дом призрения находился. На открытие Сергиевской общины сестер милосердия в Царь-Дар 9 мая 1913 года прибыл митрополит Петербургский и Ладожский Владимир, незадолго до того переведенный с московской кафедры. Торжественное богослужение в общинном храме совместно с ним совершал также известный подвижник преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Димитровский. Знаменательна была речь митрополита, обращенная к сестрам обители. Владыка напомнил о видном положении женщины в ранне- христианском обществе и привел слова одного богослова, что с уничтожением института диаконис у церкви отсекли правую руку. Речь эта не была случайной. В Синоде в предвоенные годы рассматривался вопрос о возрождении института православных диаконис и введении высшего богословского образования для женщин. В 1917 году при Епархиальном доме в Лиховом переулке открылись Высшие женские богословские курсы, а при Скорбященском монастыре - женский Богословский институт. В Сергиевской общине в Царь-Даре в 1913 году была 21 сестра, к концу 1915 года их стало 40. Община по-прежнему сохраняла самые тесные связи с Александро-Мариинским домом призрения, храм Марии Магдалины был приписным к сергиевопосадскому Богородицкому. Сестры общины продолжали обслуживать благотворительные учреждения Дома призрения в Сергиевом Посаде: больницу, Филаретовское училище, богадельню, странноприимную. Настоятельница общины управляла Советом Дома призрения. В 1917 году Указом Св.Синода № 829 от 21 марта община была переведена в Москву и расположилась на полпути между Даниловым монастырем и Даниловским кладбищем у Серпуховского камер-коллежского вала. ............ |