Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко
 Кафедра факультетской терапии
 СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
 Методические рекомендации для студентов 4–6 курсов, интернов
 Воронеж 2001
  УДК 616. – 1/4 - 001
 Составители: доцент Г.Г. Семенкова, профессор В.М. Провоторов.
 Схема истории болезни: методические рекомендации для студентов 4 – 6 курсов, интернов. – Воронеж, 2001. – 25с.
 Предназначено как учебное пособие при написании истории болезни для студентов и интернов высших медицинских учреждений.
 Рецензенты:
 Профессор, д.м.н. В.Л. Радушкевич
 Профессор, д.м.н. В.И. Золоедов
 Печатается по решению Центрального координационного методического совета ВГМА им. Н.Н. Бурденко от 04.12.2001.
  История болезни – это важный документ, имеющий практическое, научное и юридическое значение, в котором врач представляет и анализирует весь фактический материал всестороннего обследования больного, динамику его болезни, лечение и прогноз.
 Целью написания истории болезни студентами 4 курса на цикле факультетской терапии является, прежде всего, освоение и закрепление конкретных навыков клинического мышления и его логической структуры, то есть методологии диагностического процесса.
 Конкретными задачами студента при работе над историей болезни являются:
 1)  правильное и всестороннее обследование больного;
 2)  оценка полученных данных и использование их в логической структуре клинического мышления;
 3)  формулировка и обоснование клинического диагноза;
 4)  определение прогноза у курируемого больного;
 5)  составление плана лечения и реабилитации больного.
 Основные принципы построения истории болезни разработаны М.Я. Мудровым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным.
 В основе истории болезни лежит системность и поэтапность обследования больного, логичность клинического мышления в постановке диагноза, правильность, своевременность и адекватность назначения терапии.
 Написание истории болезни начинается с изложения жалоб и анамнеза. Затем описываются данные объективного обследования больного, формулируется предварительный диагноз, намечается план лабораторного и инструментального исследования больного и план его лечения.
 В ургентных случаях, требующих оказания неотложной помощи (например, если больной без сознания), порядок работы врача может меняться: сначала быстрое обследование и оказание помощи, а затем сбор анамнеза и более подробное обследование.
 При сборе жалоб необходимо дать возможность свободно высказаться больному, в дальнейшем произвести целенаправленный опрос по всем системам и записать их, систематизируя и подробно охарактеризовав каждую жалобу.
 В разделе развития заболевания необходимо изложить появление первых симптомов или синдромов болезни и проследить за их динамикой в процессе лечения.
 В анамнез жизни следует включать не только традиционные сведения о больном (перенесенные заболевания, операции, трудовой анамнез, производственные вредности, вредные привычки), но и уделять пристальное внимание непереносимости лекарств, нарушению обмена веществ, наследственной отягощенности.
 В основу объективного исследования положена классическая схема обследования больного, изученная студентами на кафедре пропедевтики внутренних болезней.  ............