Часть полного текста документа:Шпаргалки по географии промышленности Билет 1. 1. Функц. и стр-рные особенности узлов доб. и обрабат. пр-ти. Суть проблемы пром. узла сводится к созданию комплекса пр-ий, объединенных общностью тр.-геогр. положения, совместным исп-ием одних и тех же обслуживающих устройств или инфрастр-ры и взаимными пр-ными и пр-технологич. связями. Пром. узел можно определить как локализованное ПТС компл. х-ра, где при взаимной близости пр-ия объединены между собой тесными пр-ными и пр-техн. связями, общностью тр.-геогр. положения, общими системами инфрастр-ры и нас. мест с целью наиболее эфф-ого исп-ия прир., мат. и трудовых ресурсов. Узел доб. пр-ти, как правило, имеют узкую спец-ию и ср-но простую стр-ру. Они ориентируются на исп-ие одного или двух полезных ископаемых, а профилир. пр-ия бывают представлены либо добычей и обогащением, либо добычей, обогащением и дальнейшим переделом сырья (или топлива). В то же время такие узлы отличаются значит. размерами терр-ии, очертания которой зависят от размещения источников сырья или топлива, растянутостью тр-ных и др. коммуникаций, дисперсным расселением. Узлы обрабат. пр-ти (и смешанного типа) выделяются многоф-ностью происхождения. Важную роль играют ист.-геогр. особенности развития пр-ва, положение на тр-ной сети отн-но источников сырья, топлива, энергии и мест потребления готовой продукции, трудовые ресурсы (особенно резервы раб. силы). В пром. узлах, возникших на базе разработки прир. ресурсов, пр-ия привязаны к опр. источникам сырья, топлива и энергии, и осн. задача заключается в создании эфф. коммуникаций по преодолению разрывов, существующих между местами пр-ва. Для узлов обрабат. пр-ти х-ны др. проблемы. Здесь главное состоит в компактном размещении, блокировании родственных пр-ий, что обеспечивает лучшие возможности комбинирования и кооперирования, т.е. сокращение затрат на пр-во продукции. Функциональные особенности доб. пр-ти: 1. Угольные, 2. Нефтегазовые, 3. Руд черных и цветных металлов, 4. Горно-химического сырья. Узлы обрабат-ей пр-ти: 1. Мет-ческие, 2. Металлурго-машиностроительные, 3. Металурго-химические, 4. Металурго-машиностроительно-химические. 2. Г-ия автомобильной пр-ти Первые автомобильные заводы появились в центральных р-нах европейской части СССР. Они отличались универсализмом: выполняли все технолог. операции. Совр. тенденция состоит в спец-ии и кооперировании пр-ий. Резко изменилась стр-ра пр-ва. В 50-е года свыше 4/5 общего выпуска автомобилей составляли грузовые, то в 80-х годах на их долю приходится менее 2/5. Грузовые автомобили средней и малой грузоподъемностью выпускают Волго-Вятский (Нижний Новгород) и Центральный (Брянск) р-ны, Поволжье (Ульяновск). Урал (Миасс). На пр-ве автомобилей большой и особо большой грузоподъемности специализируются Центральный р-н (Москва), Поволжье (Набережные Челны). Пр-во легковых автомобилей отличается большой терр. концентрацией. Автомобили среднего и высокого класса выпускают Н.Новгород, Москва, малого класса - Тольятти, Москва, Ижевск, особо малого класса - Серпухов. В разных р-нах страны создана сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Краснодар). За последнее время произошел сдвиг автомобильной пр-ти в сторону Поволжья. В целом она ориентирована на р-ны, выделяющиеся высокой технич. культурой, наличием квалифицированной рабочей силы, благоприятным ТГП. ............ |