Часть полного текста документа:1. Дидак-ое учение Я.А. Коменского. Идея пансофии... Коменский придерживался демократизма. Демократизм Каменского сказывается в его требовании единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения и пола Каменский учил, что чел - это "совершеннейшее, прекраснейшее создание" чел - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал "мастерской гуманности". Главные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По мнению Коменского, имеются три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода: по 6 лет каждый: детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 до 12 лет, юность - о6т 12 до 18 лет, возмужалость - от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления ("понимания и суждения") и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - школа родного языка; Для юношей - латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей - академия. Коменский выдвинул демократический принцип единой школы. Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду. Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - "Материнская школа". Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. Коменский поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это - школа родного языка расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Большое место он уделял преподаванию религии. Коменский подробно раскрыл принцип наглядности. Им было провозглашено "золотое правило" дидактики: "Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания Бессмысленной, механической зубрежке Коменский противопоставил требование сознательности учения. ............ |