Часть полного текста документа:Симеон Полоцкий о государстве и праве. С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629- 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве. Первой его должностью стало руководство школой подьячих в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, в которой он преподавал "семь свободных наук". В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон стал учителем царских детей, занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и научного знания. Наиболее известными его произведениями являются: "Жезл правления", написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвященный обличению учений раскольников; "Вертоград многоцветный" - энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и "Рифмологион" (1679)- собрание стихотворений панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности. Социальной проблематики он касался только опосредованно, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле ("ови родятся благородии, овисмиреннородни, ови же свободны, ови же рабы"). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Однако он призывал богатых "начальников" заботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством "наложения язв". Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя. Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности. Он одним из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу "царь-солнце", являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую литературу он ввел впервые. Царь и бог у него почти равные величины. "Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты - Солнце, Луна - Мария царица". В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и "по их примеру живот свой править". Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ. Симеон настаивает на различии между царем и тираном. "Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе". Поэт-мыслитель полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. ............ |