Часть полного текста документа:Симфоническое творчество Глазунова Симфоническая музыка занимает центральное место в наследии Глазунова. В ней ярко воплощены типичные черты его -стиля. В симфонических произведениях Глазунова нашли выражение его связи с традициями симфонизма композиторов Могучей кучки (в первую очередь Бородина). Наряду с этим в сочинениях зрелого периода сказалось усвоение некоторых элементов симфонизма Чайковского. Симфоническое наследие Глазунова включает в себя различные типы произведений - от монументальных симфоний до небольших пьес. Из восьми симфоний Глазунова две первые относятся к раннему периоду. Первая симфония носит светло-жизнерадостный, несколько пасторальный характер, в ней нашли отражение впечатления летней природы, сельской обстановки. Финал рисует картину народного праздничного веселья. В скерцо и в финале использованы две польские народные темы; славянский характер ощущается и в некоторых других темах этой симфонии, которую композитор первоначально хотел даже назвать "Славянской". Вторая симфония более эпически-монументальна. В ней наиболее отчетливо сказалось влияние Бородина, особенно в несколько суровой по выражению первой части и в финале. Лирическая медленная часть, имеющая отчасти восточную окраску, приближается к родственным образам Бородина и Балакирева. В Третьей симфонии кучкистские традиции сочетаются с некоторым влиянием Чайковского и частично Вагнера. Она имеет значение переходного этапа к зрелым глазуновским симфониям. В Четвертой симфонии (1893) полностью определился характерный для Глазунова лирико-эпический тип симфонизма. Спокойно-созерцательной лирикой, то радостно-светлой, то задушевно-элегической, проникнута первая часть. Общий колорит жизнерадостного, искрящегося скерцо определяют "охотничьи", "роговые" интонации. Очень типичен для Глазунова празднично-ожив.лен-ный финал симфонии, основная тема которого носит характер торжественного шествия. Показательно также появление в симфонии танцевальных элементов: вальса в среднем разделе скерцо и танцевальной ритмической трансформации главной партии первой части в финале (в котором проходят все темы предыдущих частей); здесь уже предвосхищается стиль глазуновской балетной музыки. В Четвертой симфонии всего три части: отсутствует медленная часть, возмещаемая медленным лирическим обрамлением первой части и таким же вступлением к финалу. Пятая и Шестая симфонии (1895-1896) принадлежат к ярчайшим и наиболее широко известным образцам симфонизма Глазунова. Пятая выделяется глубоко-оптимистическим строем. В Шестой Глазунов впервые затрагивает драматически-патетическую сферу образов, претворяя по-своему черты драматического симфонизма Чайковского. В двух последних симфониях, созданных в начале 900-х годов, намечается усложнение содержания. В Седьмой особенно выделяется сурово-сосредоточенная медленная вторая часть; она противопоставлена беспечной пасторальности первой и следующему за ней радостно-возбужденному скерцо. В медленной части и в завершающем симфонию массивном, величаво-торжественном финале особенно проявилось огромное полифоническое мастерство Глазунова. Сам композитор признавал, что достижениями в этой области он во многом обязан знакомству с творчеством Танеева. Восьмая симфония - наиболее монументальное из произведений Глазунова. ............ |