Часть полного текста документа:Симулятивная коммуникация - феномен информационного общества Александр Калмыков Бодрийяр в своем программном труде "Символический обмен и смерть" предлагает историческую схему "трех порядков" симулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской цивилизации от Возрождения до наших дней: "подделка - производство - симуляция". Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка - на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка - на основе структурного закона ценности. Подделка - делает предмет похожим на другой, который обладает ценностью; пример: подделка картины великого художника или имитация дорогих материалов в дешевой бижутерии. Производство - тиражирует ценные объекты; пример: серийное репродуцирование картины. Симуляция - заменяет реальные процессы и абстрактные сущности на их знаки, под которыми уже нет исходного значения, то есть на пустые знаки. Например: симуляция болезни, симуляция действия, симуляция понятия. Если подделанные и даже растиражированные объекты еще содержат в себе свои оригиналы, которые при определенных трудозатратах могут быть реконструированы, то симулякры окончательно теряют свои связи с прообразами и реконструкции не поддаются. Особенности информационного общества наводят на мысль о необходимости дополнить эту схему симулякром следующего порядка - симулятивной коммуникацией. Тогда схема этапов развития симулякров будет выглядеть следующим образом: "подделка - производство - симуляция - симулятивная коммуникация". Симулятивная коммуникация подменяет не только свой предмет, но и самого коммуникатора, имитируя взаимодействие там, где оно уже закончилось или не начиналось вовсе. Например, Ж. Дилез пишет: "Наблюдатель становится частью самого симулякра, а его точка зрения трансформирует и деформирует последний". Например, Интернет, где коммуникации не имеют временных и пространственных координат. Посетителю страницы не известно, где он фактически находится, на родном сервере, сервере провайдера или в памяти собственного компьютера, с кем, где и когда он на самом деле вступает в коммуникацию. Симулятивная коммуникация обладает еще одним важным свойством - она преобразует симулякры нижних порядков, разрозненные и фрагментарные, в систему, связанную определенным кодом. Код порождался еще симулякрами третьего порядка, однако в соответствии с представлениями семиотики и структурной лингвистики он выполняет роль фиксатора (фотографа) времени. Симулякр-коммуникация, напротив, осуществляется во времени и с его помощью. Следовательно, симулятивную коммуникацию можно рассматривать уже как симуляцию таких базовых онтологических категорий, как время, пространство, энергия, информация. Симулятивная коммуникация управляет нашими контактами с миром вещей, идей и смыслов. По каналам независимого информационного потока из социально-культурной среды поступают образцы симулятивных коммуникаций, определяющих способы интерактивного общения с реальностью, в результате которого осуществляется дальнейший шаг к свертыванию в код образов реальности. Этот циклический процесс разворачивается по мере развития информационного общества. ............ |