Федеральное агентство РФ по образованию
 Государственное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
 «Псковский государственный политехнический институт»
Кафедра
 Государственного и муниципального управления
 Контрольная работа
 Дисциплина: Социология
  
 Вариант №7
 Выполнила студентка группы 611-1405С
 Н.Ю.Иванова
 Шифр №0861097 
 (подпись)
 Руководитель
  И.А.Бородай
 (подпись)
 Псков 2009
  Содержание
 Введение
 Глава 1: Символический интеракционизм Ч.Кули
 1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность 
 1.2 Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»
 Глава 2: Анализ изменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года 
 Заключение
 Приложения 
 Словарь используемых социологических терминов
 Список используемой литературы
  Введение 
 Эпоха XXI века принесла нам существенные изменения в идеологии и психологии человека. 
 Поэтому социальные проблемы волнуют не только социологов и научных деятелей, но и само государство, которое ведет целенаправленную политику по данному вопросу.
 Говорить об обществе и социологических процессах актуально, так как социология – молодая научная дисциплина. 
 Данная работа состоит из двух частей:
 - теоретической, где рассматриваются следующие вопросы: Понятие «символический интеракционизм» и его сущность, Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»; 
 - практической, где прослежены и проанализированы изменения социальной структуры российского общества за последние 15 лет. 
 В работе были использованы следующие первоисточники: социологические энциклопедические словари, статьи периодической печати, статистические сборники, учебники и информация сайтов сети Интернет. 
 Основные методы, используемые при написании контрольной работы – поисковый, последовательно-текстуальный, анализа и обобщения, графический. 
 
  ГЛАВА 1. Символический интеракционизм Ч. Кули
  
 1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность 
  
 Во всех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такому направлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одно из них:
 «Символический интеракционизм – (от английского interaction – взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах». 
 У истоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас, Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун. 
 Основными теоретическими положениями данного направления являются:
 ü   Природа человека социальна;
 ü   Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;
 ü   Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;
 ü   Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;
 ü   Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;
 ü   Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.
 Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.
 Теория подвергалось критике по следующим направлениям:
 - недостаточно разработанная методология;
 - игнорирование эмоциональной стороны самости как основы социального действия;
 - отсутствие четкой концепции самости.  ............