КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра философии
На правах рукописи
СИМВОЛИЗМ КАК СЕМИОТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских паук профессор Э.А.Тайсина
Казань
Содержание
Содержание.............................................................ь....................................................2
Введение..............................................................3
I. Экспозиция основ и модификаций феномена символизма, .....,,,,,,,,.,...,.„„„„,..,9
§1. Исторический обзор философского осмысления символизма,..................... 9
§2. Экспозиция характеристик символа и символизма...................................... 37
§3. Многообразие и специфика символических форм....................................... 51
II. Символизм как семиотическое явление. ............................................................ 66
§ 1. Символ среди других знаков. Свойства и функции символа. ................... 67
§2. Структура символического знака........................................ 73
§3. Символический знак и новое знание.............................................................. 90
III. Онто-гносеологические характеристики символической формы.,...,....,..,.. 100
§1. Логика становления символического образа............................................... 100
§2 Основные проблемы значения символа........................................................ 112
§3 Символ и действительность........................................................................... 124
заключение.............................................................................................................. 134
библиография.......................................................................................................... 138
Введение
Актуальность темы исследования. Явление и сущность символизма исследуются в рамках многих наук достаточно давно (чего нельзя сказать об экспликации самого понятия символизма). Особенно продуктивными являются последние полтора столетия, В XX в. эстетико-философский подход к человеческой культуре, человеческому бытию и сознанию, в силу их семантической наполненности и, соответственно, их символического характера, выявил ценность основных семиотических категорий - знака и значения. Их смысловая и информационная значимость определяется только субъектом, поскольку без него мир находится вне смысла и значения. Человек, который семантизирует бытие и придает смысл явлениям природы, познает действительность посредством символически наполненных социальных форм: науки, искусства, религии и др.
Сущность символа очень многогранна, поэтому работа затрагивает несколько дисциплин. Во-первых, символизм занимает особое место в онтологии культуры. Междисциплинарное общество по изучению явления символизма, возникшее во Франции в конце 50-х годов, называет свою науку метанаукой будущего века, так как она демонстрирует прочную связь всех областей герменевтики в толковании природы, человека и вселенной. Во-вторых, символизм можно охарактеризовать как доктрину, определяющую направленность некоторых крупных философских школ, начиная с немецких романтиков и заканчивая философией Гельмгольца и школой неокантианцев. В настоящее время, когда стал очевиден кризис рационализма, и в западноевропейском мировоззрении утвердился постмодернизм, победившая аптисциситистская тенденция в философии в лице феноменологии, экзистенциализма, герменевтики нуждается в нашем пристальном изучении. ............