СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
по теме:
«Символы в романе И.С.Тургенева 'Отцы и дети'»
СМОЛЕНСК
2002 г.
ПЛАН
I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР "ОБЫДЕННОСТИ" К "ВЫСШИМ НАЧАЛАМ" /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ") 5
1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА. РАЗНОВИДНОСТИ СИМВОЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ_ 5
2. СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА_ 6
3. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ – КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ И ГЛАВНЫЙ СМЫСЛОВОЙ ЛЕЙТМОТИВ СЮЖЕТА_ 7
4. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА О ЦАРЕ ЭДИПЕ В РАСКРЫТИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СМЫСЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ_ 9
5. КРУГ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ЦИКЛИЧНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА_ 11
6. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ_ 12
7. ПРЕДМЕТНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ. ЗООЛОГИЧЕСКИЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ_ 13
8. ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ, ВОПЛОЩЕННАЯ В СИМВОЛИЧЕСКИХ КАРТИНЫХ И ОБРАЗАХ РОМАНА_ 15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В РАСКРЫТИИ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И ПРОБЛЕМ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"_ 17
ЛИТЕРАТУРА_ 18
I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная проза И.С.Тургенева всегда была и остается до сих пор объектом пристального, глубокого и заинтересованного исследования.
Этот непреходящий интерес к творчеству великого писателя обусловлен как огромным влиянием на нравственный и умственный уровень общества, который отмечали его современники, так и художественным совершенством его произведений. По красоте и изяществу словесной живописи ему не было равных среди современников.
Тургенев не относился к категории писателей, для которых реализм обыденного, правда обнаженного, "раздетого" факта или события была основным принципом художественного творчества, незыблемым эстетическим правилом. За правдой факта и наблюдения в его произведениях всегда присутствует то, без чего немыслимо художественное повествование: воображение, поэтическое одухотворение мира видимого, слышимого и осязаемого. Художественная мысль писателя творит пространство смысла, в котором люди, животные, деревья и предметы вовлечены в бесконечный поток развивающейся жизни.
Отличительным свойством творческой манеры И.С.Тургенева, по мнению многих исследователей, является умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве литературного произведения, посредством какой-либо детали – портретной, пейзажной и т.д. – зримо и ярко высветить самый существенный признак явления. Огромную роль в создании художественных образов такой необычайной емкости и обобщающего значения играют ключевые тексты, лейтмотивы, символы.
Целью данной работы является попытка систематизации и анализа этих художественных средств в романе Тургенева "Отцы и дети" и определение их роли в раскрытии идейного замысла и проблематики романа.
Тема эта представляется важной, прежде всего потому, что символ в искусстве имеет особо важное значение, т.к. по природе своей тесно связан с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями. Отсюда вытекает, что анализ этой категории художественных средств позволяет выйти за рамки конкретно-исторического содержания великого романа об "отцах и детях" и глубже проникнуть в его архетипический, вневременной, религиозный смысл.
Одной из основных причин, побудивших меня обратиться к этой теме, является осознание необходимости религиозного осмысления произведений отечественной словесности, которое возможно лишь в свете христианского вероучения, являющегося духовной основой русской культуры. ............