Часть полного текста документа:Синергийность иконообраза Лепахин В. В. В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, - в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно. При таком утверждении необходимо раскрыть характер общения: а) если это общение с Сущностью Божией, то Бог становится познаваемым, тем самым отрицается сама идея Бога; б) если это общение не с Сущностью, то Богообщение всего лишь психологический, душевный процесс, сродный фантазии, мечте и лишенный всякого реализма, онтологичности. 3) Богообщение с Сущностью Божией и возможно, и невозможно. Для понимания его сути и характера необходимо выработать такое понятие, которое позволяет сохранить двуединство богочеловеческого бытия и антиномичность Богопознания. Таким понятием в Православии является "Божественная энергия", подробное учение о которой развито в богословии свт. Григория Паламы - действие, воздействие, активность, энергия, сила в действии. Православная точка зрения на соотношение Сущности и энергии в Боге ярко выражена в нижеследующих тезисах. - Энергия происходит от Божией Сущности. - Энергия Божия, как и все, что применительно к Богу, считается относящимся к Сущности и вечным, - несотворена. - Сущность и энергия различаются как реально сущее и присущее, как бытие и его свойство; ибо существует Божественная Сущность, присуща же - Божественная энергия. - Божественная Сущность является трансцендентной, Божественная энергия же - имманентна.(1) - Божественная Сущность неделима, энергия же делится, но не сама по себе, а в соответствии с силой нижележащих. - Сущность и энергия различаются как непознаваемое и познаваемое. - То, чем обладают святые, является несотворенным, но это не Сущность Духа, а неотделимая от Него энергия. - В божественном писании у богословов иногда говорится, что человек причастен Божественной энергии, иногда же - что самого Бога; следовательно, Бог является доступным (для человека) благодаря своей природной и сущностной энергии. Антиномия Сущности и энергии в Боге лежит в основе православной онтологии и гносеологии. Энергия происходит и исходит от Сущности, она не сотворена, это сущностная энергия. Вместе с тем она, оставаясь сущностной, антиномично становится имманентной, снисходит в мир, приходит к человеку. Сущность остается непознаваемой, но через сущностную энергию человек становится, "причастным" Сущности. При этом воздействие Божественной энергии на человека понимается Православием в плане синергии, т.е. совместного богочеловеческого действия, со-действия. "Если наш ум, - говорит свт. Григорий Палама, - выходит за свои пределы и таким путем соединяется с Богом, но только поднявшись над самим собой, то и Бог тоже исступает вовне Самого Себя, соединяясь с нашим умом, но только опустившись в нисхождении, "как бы завороженный влечением и любовью и от избытка доброты нераздельно исступивший из Самого Себя и своей неприступной высоты", Он соединяется с нами в превышающем разум единении" (Палама 1995:110).(2) Одним из наиболее благодатных проводников Божественной энергии является иконообраз. ............ |