Часть полного текста документа:Системный подход к построению основных терминов и понятий образования. Фридланд Александр Яковлевич, докт. пед. наук, проф., профессор кафедры информатики и вычислительной техники Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Мир, вошедший в третье тысячелетие, полон противоречий. С одной стороны, человечество достигло невиданного развития науки и технологии в развитых странах, с другой стороны, большинство стран живет в потрясающей нищете. С одной стороны страны Европы делают решительные шаги к интеграции, с другой, существует фанатичный национализм, переходящий в мировой терроризм. Глубокие противоречия, существующие в мире, проявляются в значительной разнице между совершенством искусственных систем и отсталостью мышления человека, его в среднем невысоким интеллектуальным уровнем. Человечество давно возлагало неоправданные надежды на технику и технологию. Свидетельством этого служит высказывание известного писателя И. Ильфа: "В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет". С середины прошлого века большие надежды возлагались на кибернетику, а затем информатику. Сегодня становится ясным, что главным системообразующим фактором нормального функционирования планеты Земля, является человек, его образ мышления и его действия, соответствующие его интеллекту, мировоззрению (см. например, [1]). Возникает вопрос, каким образом формируется мышление человека, какое место и роль занимают образование и обучение в этом процессе? Для ответа на этот вопрос необходимо построить систему понятий отображающих процесс формирования человека, как социально-исторического существа, признавая первичность биологической основы. В педагогической литературе процессы образования и обучения практически не разделяются. В. М. Полонский отмечает: "Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, синонимии, других недостатков терминов (противоречии или несоответствии термина понятию), отсутствии термина при явной реальности понятия, длиннотах терминов, неоправданной перегруженности иноязычными элементами" [2]. Рассмотрим примеры. Определение Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского: образование - это "процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества" (цит. по [3, с. 15]). Глубокий анализ понятия "образование" дал В. С. Леднев: "Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальными программами" [4, с. 24]. Аналогично определяется этот термин и в Законе "Об Образовании": "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)" [5]. ............ |