Часть полного текста документа:Системный подход к содержанию дипломного проекта в техническом вузе Ю.Казаков, проф., Тольяттинский государственный университет Творческое мышление, основанное на системном подходе к решению технических задач, становится все более необходимым компонентом квалификации инженера. Вместе с тем в учебных планах вузов не предусматривается изучение таких специальных дисциплин, содержание которых способствовало бы освоению студентами элементов системного подхода к инженерной деятельности, что, на наш взгляд, скорее хорошо, чем плохо. Как представляется, никакие теоретические положения в отрыве от практической деятельности не помогут выработать умения, обеспечивающие системную компоновку инженерной работы. Да и, кроме того, любая дополнительная дисциплина, как правило, приводит либо к перегрузке обучаемых, либо к сокращению объема специальных дисциплин, что отрицательно сказывается на качестве обучения. Однако эту проблему можно решить, если все виды учебной работы со студентом будут иметь четкую системную структуру, которую, правда, необходимо не только постоянно демонстрировать, но и объяснять. Сюда следует отнести лекции, лабораторные и практические занятия, производственную практику, но особенно наглядной и эффективной такая структура оказывается в случае самостоятельной работы студентов, к которой относятся в том числе и курсовое, и дипломное проектирование. К сожалению, действующие в большинстве вузов методические указания по курсовому и дипломному проектированию не содержат требований системного подхода к инженерной работе и не объясняют его содержание и логику. До сих пор бытует мнение, что, поскольку дипломный проект - заключающая обучение квалификационная работа студента, в ней должны быть отражены знания всех основных изученных им дисциплин. В результате дипломный проект превращается в эклектический набор разноплановых разделов, не только слабо между собой связанных, но и, зачастую, вообще не имеющих непосредственного отношения к объекту проектирования. Такой подход воспитывает у будущих специалистов формальное, бессистемное отношение к инженерной работе, т.е. заведомо снижает качество подготовки. Задавшись целью обеспечить возможность усвоения студентами основных принципов системного подхода к инженерной деятельности, автор разработал методику системной компоновки дипломного проекта. Системный подход к выполнению инженерной работы, в соответствии с принципами системного анализа, должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечной цели и возможных путей ее достижения. Работу при этом следует рассматривать как единое целое, единую систему, в которой все частные решения взаимосвязаны и представляют собой ее системообразующие компоненты. Конкретизируя эти принципы, определим обусловленную системным подходом структуру дипломного проекта. Первый структурный компонент - формулировка его темы, что и служит основой для постановки цели проекта. Для этого, разумеется, необходим анализ текущей ситуации в области заданной темы, прогнозирование ее развития. Цель, кроме того, характеризуя мысленное предвосхищение результата деятельности, должна свидетельствовать, что этот результат нужен для удовлетворения некоторой потребности, вытекающей из наличной ситуации. ............ |