Часть полного текста документа:Сказание Сказание (греч. historia, diegemata) - в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова - сказание, легенда, предание, сага. Слово "С." в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т. е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются: 1. Исторические С., напр. названия летописей ("Иное сказание"), "Сказание о зачатии царства Казанского", "Сказания" кн. Курбского, "Сказание об Азовском сидении" XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода - "Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь", приписываемое Нестору (XI в.). В этом смысле термин употребляется и в научной литературе XIX в.: "Сказания о князьях и царях земли русской" (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави" (СПБ, 1870), "Сказания иностранцев о Московском Государстве" (В. Ключевский, М., 1866). см. "Летописи", "Хроники". 2. Житийные С., т. е. жития "святых", помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное литературное чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу (XI в.) "Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба", известною в списках уже от XII в. В этом смысле слово "С." без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX-XX вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. "Жития", "Легенда". 3. Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью. Таково напр. "Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая", известное в списках от XVI в., или "Сказание о псалтири, како написася Давидом царем", в списках от XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1877) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1890). см. "Апокриф". 4. Поучения-С. - поучительные сочинения религиозного (напр.: "Сказание о будущем веце и о здешнем" в рук. XVIII в.), дидактического ("Сказание о пьянстве и душегубстве", в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. "Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом" в рук. XVII в. или "Сказание о конских приметах" в рук. XIX в. и др.). 5. Повести-С. - обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести. Напр. популярные старинные повести "О Брунцвике", "О Петре Златых Ключах", "О Франциле Венециане", "О царевиче Фиргисе" и мн. др. параллельно с термином "повесть", "гистория" в рукописях назывались также С. см. "Повесть". Все эти виды литературных С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина "С." совсем не знает. Исследователи же иногда по литературной традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин "сказания". И. Сахаров ("Сказания русского народа", СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской литературы и фольклора. Список литературы Отправной справочник по вопросам древне-русской литературы, главнейших описаний рукописей и библиографии отдельных видов сказаний Самые тексты сказаний хранятся в тысячах рукописей различных древлехранилищ. ............ |