СКАЗКИ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ
 (опыт работы родительского комитета)
 Иногда, несколько неравнодушных родителей своей активностью могут очень сильно изменить всю систему школьного образования. Появившись в школе вместе с первоклашками, они быстро объединились в родительский комитет и стали действовать. Их интересовал вопрос: как грамотно и эффективно можно стимулировать маленьких школьников к развитию своих способностей. С этим вопросом они и пришли ко мне, психологу.
 Известный  психотерапевт  Эриксон  в  одной  из  своих  книг  высказал  следующую  мысль: "Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать".  Мы  последовали  его  совету.
 Теперь  уже  несколько  лет  при  входе  в  школу  на  стене  висит  плакат,  который  у  непосвященных  неизменно  вызывает  удивление.  На  нем  написано:
 В  школу  пришел  -  белый  гриб  нашел!
 Все  задают  вопрос:  чтобы  это  значило?  А  дело  вот  в  чем.  В  младших  классах  учителя  рассказывают  детям  сказочную  историю  про  двух  маленьких  братьев  ежиков.  Один  не  хотел  ничему  учиться,  а  второй – сам  приставал  ко  всем  с  вопросом:  как  им  удается  найти  самые  вкусные  грибы?  И  вот  наступил  день  рождения  братьев,  скоро  соберутся  их  друзья.  Молодые  ежи  радостно  отправились  в  лес  за  угощением  для  своих  гостей.  Первый,  понятно,  насобирал  одних  поганок,  которые  сами  попадались  ему  на  глаза,  второй – самых  вкусных  молоденьких  белых  грибов.  Дальнейшее  развитие  событий  всем  понятно,  но  разными  учителями  преподносится  неодинаково.
 Это  и  не  столь  важно. Главное,  что  после  своего  рассказа  учитель  просит  детей  придумать  и  рассказать  похожую  историю,  например, про  ласточек,  которым  пришло  время  учиться  летать,  или  про  медвежат,  живущих  на  севере,  где,  чтобы  пережить  зиму,  надо  уметь  строить  теплую  берлогу. Разнообразие  тем  в  этой  области – безгранично. Но  весь  фокус  в  том,  что  именно  тогда,  когда  ребенок  что-то  придумывает  сам,  он  в  это  время  непременно  создает  в  своей  голове  основные  свои  мотивации  и  приоритеты:  к  чему  стоит  прилагать  больше  усилий,  к  чему – меньше,  и  почему.  Этот,  самый  ценный  «багаж»,  останется  с  ним  уже  на  всю  жизнь.
 Конечно,  проще  всего  потребовать: «ты  должен…»  и  делать  вид,  что  воспитательная  работа  проведена.  Все  эти  бесконечные  «должен»  и  «надо»  на  какое-то  время,  безусловно,  могут  сдавить  человека,  а  ребенка – тем  более,  «в  рамки»,  как  пружину.  Но  однажды  она   или  сломается,  или  так  распрямится,  что  ничего  не  останется,  как  ссылаться  на  переходный  возраст,  неуправляемость  и  конфликтный  характер…  И  кому  от  этого  будет  хорошо?  Поэтому  нами   и  был  выбран  другой  путь.
 В развитии детских мотиваций важная роль принадлежит и их семьям. Родительский комитет взял на себя работу с ними. Папам и мамам они также рекомендовали, как можно меньше принуждать своих чад. Пусть  малыши  ходят  в  школу  не  за  оценками,  пусть  ходят  за  «грибочками».  Когда  взрослые  провожают  их  в  школу,  то  говорят:  пойди,  пойди  насобирай  грибов  повкуснее!  И  ведь  собирают.  Да  еще  с  таким  энтузиазмом.  Причем,  этот  родительский  прием  одинаково  хорош,  как  для  учащихся  начальной  школы,  так  и  для  старшеклассников.   Все  они  дети,  и  «школа – сказка»  нравится  им,  понятна  и  манит,  а  не  пугает.
 Опыт начальной школы очень быстро распространился на все возрастные группы, причем, без всякого принуждения или уговоров с чьей-либо стороны.
 Из  школы  выходит  восьмиклассник,  еле  тащит  свой  ранец.  Спрашиваю:
 -  Неужели  такой  тяжелый?
 -  Так  ведь  полный  «белых  грибов», -  радостно  отвечает  он.  Улыбаясь,  легко  забрасывает  свой  ранец  на  плечи.
 Он  чувствует  себя  настоящим  добытчиком,  несущим  домой  свой  Урожай!  И  это  здорово!
 По всей вероятности, необычный  плакат  у  входа  в  школу,  часто  попадаясь  на  глаза,  легко  восстанавливает  в  сознании  детей  все  те  понятные  им  мотивации, которые были привиты им с помощью сказочных историй.
 Еще одной проблемой маленьких школьников, впервые очутившихся на занятиях, является неорганизованность процесса их мышления.  ............