Часть полного текста документа:Скрытые факторы влияния и рычаги доверия Борис Суренович Саркисян, кандидат технических наук, практический психолог, более 10 лет проводит корпоративные тренинги по развитию персонала, ведению переговоров и технологиям продаж. Стремление любого человека к взаимодействию будет тем выше, чем в большей степени поддерживается представление о том, что собеседник стремится и способен повысить существующий уровень комфорта. В противном случае, если собеседник снижает уровень комфорта партнера, он либо избегает его, либо вступает с ним в бой, для того чтобы отстоять свои позиции. Доверие - это то, что необходимо, чтобы соответствовать подсознательным (эмоциональным) запросам человека. Если сгруппировать психологические факторы на подгруппы, то доверие - это: безопасность (надежность, спокойствие, защита, соблюдение тайны); совместимость (дружелюбие, понимание, общение, авторитет, вежливость, уважение, терпение); искренность (честность, открытость); ориентация на клиента (помощь, решение проблем, удобство, комфорт). Как видите, мы перечислили общечеловеческие ценности. По существу, речь идет об элементарной человечности в общении людей. Доверие необходимо нам для соответствия эмоциональным запросам партнера по переговорам, т. е. запросам, определяющим 90% всех его решений и действий. Но это один уровень передачи информации. А что необходимо для соответствия наших действий на сознательном уровне восприятия? В деловом общении сюда можно включить: знание цены; знание качества товара; знание технических и иных характеристик; представление о рентабельности предложений для партнера; знание преимуществ и недостатков условий обсуждаемой темы; знание ситуации в отрасли и на рынке; знание проблем и умение понять задачи другой стороны; знание конкурентов и предлагаемых ими условий. Все перечисленное можно определить одним словом - опыт. В зависимости от специфики вашей конкретной деятельности вы можете по своему усмотрению расширить этот список. С практической точки зрения нам важно знать, каково соотношение между влиянием на мотивы сознательной и подсознательной составляющих. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что все происходящее на смысловом, сознательном уровне передается во всех случаях на уровень подсознательный, уровень чувств, на котором и определяется конечное отношение к событию или обстоятельствам. Понятия смысловой, сознательный уровень и подсознательный уровень чувств условны, для того чтобы осознать их различные аспекты и уметь влиять на них. В любом случае, оценка события и отношение к нему определяются на подсознательном уровне. Какое влияние на принятие решения окажет сознательная составляющая, зависит от степени ее значимости для решения проблемы. Значимость вызывает соответствующие эмоции. Можно утверждать, что отношение к предложениям в ходе переговоров будет получено в результате суммирования эмоций и чувств, сформированных смысловой составляющей, и чувств, полученных напрямую подсознательным восприятием всей остальной информации. Итак, переговорщики определяют доверие такими понятиями, как открытость, надежность, искренность, честность, конфиденциальность, безопасность, достоверность, справедливость, предсказуемость, дружелюбие понимание, опыт, способность предлагать решение задачи и др. Довольно широкий круг понятий. ............ |