РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
СЛАВЯНСКИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ
В ПЕСЕННОМ ТЕКСТЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ГРУППЫ
«КАЛИНОВ МОСТ»)
Выпускная квалификационная работа
студентки 131 группы
Лушниковой Анны Павловны
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания
Гендлер Ирина Васильевна
Тюмень 2008
Содержание
Введение. 4
§1. Актуальность и новизна исследования. 4
§2. Цель и задачи исследования. 7
§3. Методы и методика исследования. 7
§4. Термины и терминология исследования. 10
§5. Структура работы.. 13
§6. Историография вопроса. 15
§7. Характеристика источников выборки. 18
Глава I 21
Символ в песенном тексте. 21
§1. Символ в филологии, философии, культурологии. Соотношение символа с художественными приёмами. 21
§2. Представление о славянской символике. 30
§3. Специфика песенного текста. 37
Выводы по главе. 47
Глава II 48
Интерпретация славянской и общекультурной символики в песенном тексте. 48
§1. Классификация славянских символов, использованных в песенных текстах группы «Калинов Мост». 48
1.1. Мир Человека. 49
1.2. Мир Природы.. 58
1.3. Мифонимы.. 65
§2. Семантические особенности функционирования славянских и общекультурных символов. 67
§3. Стилистические особенности употребления славянских и общекультурных символов 76
Выводы по главе. 86
Заключение. 87
ЛИТЕРАТУРА.. 91
Введение
§1. Актуальность и новизна исследования
Обращение к славянской символике в современном песенном тексте обусловлено характерным для последнего времени повышенным вниманием к природе знака, знаковым системам и символам. В искусстве, как известно, символам принадлежит особая роль. Интерес к символичности искусства наблюдается с древнейших времён.
Проблема символа – одна из самых актуальных проблем современных философских исследований. О масштабности этой проблемы свидетельствует не только обилие концепций символа, но и сама его природа, а также востребованность этой категории во всех сферах культуры [Гендлер 2002: 3]. Открытость категории символа открывает перспективы исследования для различных областей знания: филологии, философии, культурологии, музыковедения.
Музыка, так же как и любое другое искусство, порождает символичность. Любой музыкальный звук может стать символом, но при условии, что он приобретёт общественную значимость. Как утверждает Т.Н. Лазутина, в музыкальном искусстве наличествуют различные знаковые системы, среди них единичные знаки и знаковые системы, а также символы, являющиеся самыми сложными из знакообразований [Лазутина 2003: 6]. Песня – произведение не только словесно-поэтического искусства, но одновременно и музыкального. Музыка выражает богатый мир человеческих чувств, сущность человека с поразительным разнообразием и глубиной с помощью сложной системы знаков, эволюционирующих при определённых условиях в символы. ............