Часть полного текста документа:Слепцов Василий Г. Федосеев Слепцов Василий Алексеевич (1836-1878) - писатель. Р. в богатой дворянской семье, получил воспитание в Пензенском дворянском ин-те, учился в Московском ун-те. Дворянское происхождение не помешало ему выступить в своей общественной и литературной деятельности вместе с революционными демократами. Печатался С. в "Современнике". Одно время был секретарем редакции "Современника" а потом "Отечественных записок". В 1863-1864 организовал в Петербурге коммуну. Разрушительные тенденции, критика пореформенного социального уклада - самая сильная сторона в творчестве Слепцова. Позитивная программа писателя едва ощущается всех его литературных произведениях. С. преимущественно интересуют социально-экономические противоречия его времени, процесс формирования новых общественных и бытовых отношений. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. В "Письмах об Осташкове" автор показывает типичный уездный город пореформенной России. Разоблачая кричащие противоречия Осташкова, автор приходит к выводу, что в основе показного культурного "преуспеяния" города лежат хищнические интересы. Эта же проблематика общественных противоречий живо интересует С. и тогда, когда он изображает дворянскую усадьбу и деревню. Основное произведение, посвященное этим проблемам, - "Трудное время" повесть, которая вызвала огромный интерес среди читателей и внимание критики разнообразных течений. С. ярко и зло изображает либерального помещика Щетинина. Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к "меньшому брату" - мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от "гуманства", становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов. И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и "счастьи". Этот линяющий либерализм при всей его очевидной эксплуататорской сущности обладал достаточной-способностью заражать неокрепших и наивных в социальных вопросах людей, одушевленных искренним желанием работать для блага народа (такова жена Щетинина - Марья Николаевна). Вот почему важно было разоблачить "гуманствующую" деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице которого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина. Рязанов хорошо понимает непримиримость классовых противоречий, бессмыслие и нелепость либерально-гуманных потуг помещиков и вместе с тем, признав факт классовой борьбы как данную необходимость, он не видит тенденций объективного хода вещей, не может определить хотя бы в самых общих чертах программу деятельности той группы, которую он представляет. Но разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от "гуманских" иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов. Повесть С. ............ |