Часть полного текста документа:Смотреть и видеть Свящ. Пафнутий Жуков Визуальная среда имеет для нас огромное воспитательное значение. Насыщенность зрительными элементами, и их гармоничное сочетание оказывает воздействие на состояние человека, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Традиционная и идеальная в своей природе визуальная среда для России, это безгранично просторные сельские пейзажи и интерьеры православного храма. Доминантой визуальной среды русского человека была икона. Это образ идеала, взрастивший великих святых, героев и художников. Сегодня, когда умирают российские деревни, открытие себя в мире для русского человека происходит преимущественно в городе, где атрибутика внешнего мира самым радикальным образом стандартизируется. Опасность изменения визуальной среды заключается в невыразительности и примитивизации визуального фона, что неизбежно производит угнетающее влияние на настроение, психику и умственные способности детей; и, в свою очередь, действует на них, как возбудитель агрессии. Актуальность проблемы видеоэкологии еще и в том, что до сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в городской архитектуре. Возможно теперь, когда типовое строительство начало сдавать позиции, этот вопрос начнет решаться; но только в том случае, если мы его поднимем. Еще больше обострило проблему видеоэкологии появление телевизора. При этом зрительный ряд телевизионных изображений действует на органы зрения по преимуществу раздражающе и утомляюще. Помимо частоты и быстрой смены кадров и сцен, пробегающих строк, резкой цветовой гаммы, на человека давят с экрана те же самые прямые линии и углы, вставки в виде решеток. На это воздействие накладывается и крайне агрессивная звуковая среда, особенно в рекламе, которая насыщена большим количеством недопустимого для здоровья шума, навязчивых ритмов и примитивных мелодий. К числу факторов, меняющих визуальную среду человека, следует отнести компьютер и сверкание рекламных табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров. Ухудшение визуальной среды действует угнетающе и на детей и на взрослых, но дети бывают менее защищены. Изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения. Интенсивность информационного потока сегодня трудно измерить, но очевидно, что в какой мере он растет по мощности, в такой же теряет в качестве содержания. И с этим мощным потоком приходят новые идеалы. Наиболее опасным моментом нравственной агрессии по отношению к детям через средства информации сегодня является реклама стиля и образа жизни. Мы столкнулись сегодня с тем, что та среда информации, которая могла бы воспитывать, подыгрывает самым низменным страстям. А подмена нравственных понятий не сразу становится очевидной для ребенка. Проблема информационной агрессии, это еще и явная или скрытая реклама, подыгрывающая самым примитивным вкусам подростков, чьи вкусы, как правило, не сформированы. Цель ее воздействия - навязывание ложных идеалов, формирование подростковой субкультуры, то есть стиля, в котором "хорошо" заменяется на "круто". ............ |