Часть полного текста документа:Смысл и смыслоутрата Сапронов Дмитрий Проблематика смысла стала рассматриваться в психологии давно, практически с самого начала ее становления как науки. Безусловно, категория смысла изучалась и изучается и в других науках, в частности - в философии, оказавшей наибольшее влияние на развитие представлений о смысловых образованиях непосредственно в психологии. Наряду с обретением человеком смысла, происходит и его утрата - полная или частичная, ситуативная или глобальная. Так, абсурдность, бессмысленность жизни - одна из ключевых характеристик как для экзистенциальной философии, так и "идущей с ней в ногу" психологии. Это послужило основанием для создания методов психологической работы, связанной с поиском человеком смысла в различных, порой критических ситуациях. В первую очередь здесь необходимо назвать имя В. Франкла и его логотерапию. Среди философов, так или иначе анализировавших понятие "смысл", можно назвать В. Дильтея, Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, а так же Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Уже из этого скромного перечня видно, что наиболее актуальна проблема смысла для философии экзистенциализма, феноменологии, герменевтики. Во многом как следствие этого и в психологии проблематикой смысла занимаются по большей части экзистенциалистски и гуманистически-ориентированные авторы. Однако "смысл" неоспоримо присутствует и в разных школах психоанализа, начиная с З. Фрейда. Для отечественной психологической школы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) категория смысла является одной из ключевых для понимания деятельности, сознания, личности. Мне представляется необходимым хотя бы вкратце описать некоторые представления о категории "смысла" в рамках его философского рассмотрения. Э. Гуссерль, основоположник феноменологического направления, говорил о "смысле" как том, что дано нам в опыте - мы воспринимаем не мир, но "смысл" мира; каждый смысл "интенционально содержится во внутренней сфере нашей собственной испытывающей, мыслящей, оценивающей жизни и формируется в нашем субъективном генезисе сознания"; явления, феноменологически данные сознанию, "уже не суть "объекты", но "единицы" "смысла" [1] . Именно наша сознательная жизнь и придает миру смысл (интересно, насколько близки, по сути, эти идеи представителям деятельностного подхода). У Г. Шпета, ученика Гуссерля, понятие смысла приобретает более дробную структуру: "смысл в себе", "смысл для себя", "смысл сам по себе". Так же, понятие смысла "разводится" с понятием значения. По мнению Шпета, именно благодаря внутреннему смыслу в нас возникает "чувство собственного места в мире и всякой вещи в нем" [2] . Однако смысл есть в своем роде объективная сущность вещей, он "укоренен в бытии". Близкое по критерию "объективности" понимание смысла предлагает М. Хайдеггер. Как отмечает А.А. Михайлов, "У Хайдеггера смысл проявляется или строится также в пространстве сознания, является феноменом сознания, результатом познавательной деятельности, хотя и относится к явлениям мира как к своему предмету. Мир предстает как глобальный смыслообразующий контекст: все осмысленное "получает свой смысл именно в мире как живом пространстве человеческой деятельности" [3] . ............ |