Оглавление
Введение
1. Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения
1.1 Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
1.2 Традиционные исследования конфликта
1.3 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии
1.4 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе
1.5 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в культурно-исторической концепции
1.6 Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
2. Эмпирическое исследование содержания и динамики конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте
2.1 Младший школьный возраст и условия учения в школе
2.2 Экспериментальное исследование конфликтного аспекта и содержания конфликтов ситуаций учения-обучения в младшем школьном возрасте
2.2.1 Экспериментальная модель конфликта в ситуации учения-обучения
2.2.2 Исследование конфликтной динамики младших школьников
2.2.3 Исследование соответствия конфликтной динамики младших школьников и форм регулирования конфликтов на уроке
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Одной из важнейших задач педагогической психологии является поиск, описание и экспериментальное обнаружение условий развития ребенка, которые приводят к возникновению новых способов деятельности, новых способностей, становлению самостоятельности и взрослению.
Разворачивающееся переустройство системы среднего образования диктует необходимость и правомерность такого поиска. В современной образовательной ситуации происходит восстановление ценностей развития, становления инициативности и самостоятельности ребенка, ищутся резервы амплификации возрастных возможностей детей и детства с точки зрения этих ценностей.
В последние десятилетия широкое распространение получили педагогические программы, созданные психологами и ориентированные на четко оформленные критерии развития детских способностей. В контексте настоящего исследования важно подчеркнуть смену критериев продуктивности педагогических программ с традиционных знаний, умений и навыков на становящиеся способы действий, в том числе и надпредметные, интегративные. Необходимо подчеркнуть не только чисто образовательную но и воспитательную направленность таких программ.
Так, в практике реализации программ развивающего обучения используется как один из основных критериев эффективности уровень сформированности определяющей рефлексии, а также умение учиться большое внимание здесь уделяется становлению детской инициативности; в программе «Золотой ключик», например, степень развития воли как ядерного новообразования возраста; в программе «Развитие» – степень развития способности наглядного моделирования и развитие перцептивных средств – сенсорных эталонов.
Эти тенденции касаются целенаправленного конструирования специфических человеческих способностей и свойств. Говоря словами Л.С. Выготского – высших психических функций. Именно педагогическая практика порождает их, в частности – практика систематического обучения в школе.
Необходимо отметить, что при принципиальной решенности проблемы соотношения обучения и развития, а также проблемы содержания обучения в младшем школьном возрасте встает вопрос о распредмечивании процессов «живого» межличностного взаимодействия, опосредствованного учебным предметом, вопрос о «клинике» этих процессов. ............