Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ 1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти-воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо-мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво-дительных сил и новых производственных отношений. В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти, платившие всякого рода, казенные налоги и сборы. Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие. В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав (значительная часть детей боярских, служилые люди "по прибору" и другие ка-тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII - XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью старшину и феодальную знать других народов1. Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес ных наказаний. Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати, рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния занимала лишь 0,5%. К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. ............ |