Оглавление
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Литературный обзор роли влияния образа жизни на здоровье детей.........................................................................................................................5
1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.................5
1.2. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-7 классов............12
1.3. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей.......................................................................................................................16
Глава 2. Объект и методики исследования.........................................................24
2.1. Объект исследования.....................................................................................24
2.2. Методики исследования................................................................................25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение........................................27
3.1. Состояние здоровья учащихся 5-7 классов школы-гимназии №3
г. Ульяновска.........................................................................................................27
Заключение............................................................................................................32
Список литературы...............................................................................................33
Приложения...........................................................................................................34
Введение
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать всесторонняя оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности учащихся.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер защиты здоровья детей. В этой работе важным является опора на научные знания о физиологии и психологии детского организма, знания о которых способствуют продуктивному построению воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.
Важно знать основные «критические» периоды в развитии ребенка, наиболее важными из которых в процессе обучения являются:
- начало учебной деятельности;
- переход из младшего звена обучения в среднее и т.д.
Исходя из этого, изучение состояния здоровья учащихся целесообразно проводить именно в «критические» периоды, чтобы иметь возможность своевременного выявления нарушений и отклонений здоровья. ............