Содержание
Введение
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
1.2 Базисные ценности
1.3 Этика и управленческие решения
2. Этика и социальная ответственность в организации
2.1 Социально-этические проблемы организации
2.2 Социофакторы и этика менеджмента
2.3 Фундаментальные принципы бизнеса
Заключение
Список литературы
Введение Актуальность проблематики социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса подтверждается, например, тем фактом, что курс "Деловая этика" изучается в настоящее время практически во всех вузах страны. Результаты исследований, проведенные журналом "Эксперт", показывают, что менеджеры российских бизнес-организаций включают этику отношений с внешними и внутренними партнерами в число важнейших составляющих общей оценки делового имиджа организации.
В 50-х годах в США появился основательный труд на тему социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» X. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на предпринимательство, как осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.
Во второй половине XX в. в разных сферах общества развитых стран проявился активный интерес к таким вопросам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение среды отходами промышленности и состояние среды обитания в целом, а также консьюмеризм — движение потребителей, разоружение, атомная энергетика, избавление от голода стран третьего мира, защита флоры и фауны Земли.
Глобализация проблемы социальной ответственности. В процессе роста мирового производства непрерывно расширяется вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов биоты. Система жизни на Земле — совокупность флоры и фауны — являлась на протяжении миллионов лет устойчивой системой. Биосфера, несмотря на любые катастрофы, оставалась пригодной для жизни. Чрезмерное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов вывело жизнь на Земле из устойчивого состояния в начале XIX в. Неустойчивость нарастает и грозит в XXI в. глобальными изменениями, несовместимыми с жизнью.
Осознание этой глобальной проблемы повлекло за собой формирование современной концепции менеджмента.
Социальная ответственность и этика предпринимательства в современном представлении предполагает, что задачей предприятия является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей более эффективными и более продуктивными, чем конкуренты способами, при непременном сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.
Цель данной курсовой работы – знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
Внимание, которое уделяется в последнее время социально-этическим аспектам деятельности отечественных бизнес-организаций, может быть объяснено рядом объективных факторов. Назовем наиболее значимые из них.
Первый фактор - это перевод экономики России на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.
Второй фактор - необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.
Третий фактор - отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных, что является следствием установленной еще в начале прошлого века немецким социологом Максом Вебером замены "ценностно-ориентированного" поведения людей на "целерациональное" [5].
Четвертый фактор. ............