НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Социальная психология
Учебное пособие
Составитель - Радина Н.К.
Нижний Новгород
2008
СОДЕРЖАНИЕ
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………........................................4
1.1. Пояснительная записка……………………………………..….………4
1.2. Тематический план……………………………………………………..6
1.3. Содержание программы (основные тематические единицы)………..8
2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ)……………………..16
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ..16
1.1 Место социальной психологии в системе научного знания..…….16
1.2 Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии........................................................18
1.3 История формирования социально-психологических идей……..19
1.4 Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии…………………………………………………….22
1.5 Методология и методы социально-психологического исследования..................................................................................................25
РАЗДЕЛ II. БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ГРУППЫ……………………………31
2.1. Проблемы группы в социальной психологии………………………..31
2.2. Принципы исследования психологии больших социальных групп..36
2.3. Стихийные группы и массовые движения…………………………...38
2.4. Общие проблемы малой группы в социальной психологии………..41
2.5. Динамические процессы в малой группе…………………………….47
2.6. Социально-психологические аспекты развития группы………….…57
2.7. Психология межгрупповых отношений……………………………...61
РАЗДЕЛ III. ОБЩЕНИЕ……………………………………………………63
3.1. Общественные отношения и межличностные отношения………….63
3.2. Категория общения в социальной психологии………………………66
3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)………………………………………………………………………….67
3.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)….72
3.5. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).................................................................................................................76
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ……………81
4.1. Проблема личности в социальной психологии………………………81
4.2. Личность и социализация………………………………...…………...82
4.3. Личность и социальная установка……………………...…………….88
4.4. Личность в группе………………………………………..…………...91
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕМИНАРАМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.........................................................................95
5. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ……………………………………………………………98
6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ……………………………………………………….110
6.1. Контрольные вопросы по курсу……………………………………..110
6.2. Программированные задания и методические рекомендации по их выполнению………………………………………………………………..111
6.3. Рекомендации по подготовке к экзамену, критерии оценки…………115
7. ГЛОССАРИЙ.. 120
8. ЛИТЕРАТУРА.. 123
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Социальная психология» является одним из базовых курсов психологического направления, на основе которого выстраиваются такие важнейшие дисциплины для профессионального образования психолога в сфере управления как «Психология лидерства», «Психология маркетинга», «Психология влияния», «Политическая психология» и др.
Программа данного курса опирается на активное включение студента в самостоятельную работу, чему способствует выполнение курсовой работы по социальной психологии и анализ классических текстов известных ученых (психологов и социологов), а также предполагает знакомство с социально-психологическим инструментарием.
Цель курса – способствовать конструированию субъектом обучения научной картины социальной мира, развивать активную позицию практика и аналитика в области социальных отношений.
Задачи:
· представить основные подходы и концепции, используемые для осознания и изучения социальных отношений;
· познакомить с основным психодиагностическим инструментарием, используемым в социальной психологии;
· развивать инициативность и самостоятельность студентов в области анализа социального знания.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны:
- знать основные теории, концепции и направления современной – отечественной и зарубежной социальной психологии и уметь их использовать при анализе социальной реальности;
- уметь использовать основные методы социально-психологического исследования;
- иметь представление о новых направлениях исследований, наиболее динамично развивающихся отраслях в русле социальной психологии.
Виды занятий
Лекции по указанной дисциплине организуются по потокам. ............