Содержание
Введение. 2
1. Органический подход к обществу. 3
2. Эволюционный подход к обществу. 7
Заключение. 14
Введение Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса. Основными сочинениями являются "Основания психологии" (1872); "Основания социологии" в 3 т. (1876-1896); "Основания этики"(1893); "Социология как предмет изучения" (1903) и др.
В свете эволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов. Данное обстоятельство рождало важное требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.
Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.
Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Спенсер считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала бы выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков.
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность. Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим.
1. Органический подход к обществу
Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно функциональными взаимозависимостями.
Существование социального организма находится во власти двух процессов - дифференциации и специализации. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению структур, позволяет материальным и. духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированных социальных "органов".
Из последних образуется целостная система жизнеобеспечения, где каждый "орган" выполняет свои особые общественные функции - управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет духовные потребности сограждан и т.д.
В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения - производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал "церемониальные нормы", включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные церемонии и т.п. ............