Содержание
1. Введение
2. Социальное партнерство в сфере труда
2.1 Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
2.2 Органы социального партнерства
2.3 Коллективные переговоры. Договоры и соглашения
3. Участие работников в управлении организацией
4. Ответственность сторон социального партнерства
Список использованной литературы
1. Введение
Впервые определение социального партнерства дано в ст. 23 ТК РФ. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации «социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»[1]
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Если органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, они тоже являются сторонами социального партнерства.
Ю.В. Беляникова в своем учебном пособие пишет, что «цель социального партнерства — согласование интересов работников и работодателей. Отношения могут быть как двусторонними (между работниками и работодателями, представителями работников и представителями работодателей), так и трехсторонними (с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления).» [2]
Основными принципами социального партнерства являются:
Ø равноправие сторон;
Ø уважение и учет интересов сторон;
Ø заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
Ø содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
Ø соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Ø полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
Ø добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
Ø реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
Ø обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
Ø контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
Ø ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Существуют различные уровни социального партнерства — федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации. Низшим уровнем социального партнерства является сотрудничество в рамках организации. Взаимные обязательства работников и работодателей выражаются в коллективном договоре. На каждом из уровней решается установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. На федеральном уровне социального партнерства устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; на региональном уровне — в субъекте РФ; на отраслевом уровне — в отдельной отрасли либо в отраслях; на территориальном уровне — на территории муниципального образования.
Исходя из вышеизложенного актуальность темы «Социальное партнерство. ............