Часть полного текста документа:Социально-экономические и национально-культурные признаки сегментирования рынка, их характеристика Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми "признаками сегментирования". Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования услуги на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и обладающих набором выраженных характеристик для успешного позиционирования услуг. Существует два типа рынков, по типу оказываемых услуг. Промышленный рынок - совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Потребительский рынок - отдельные лица или домохозяйства, покупающие товары и услуги для личного конечного потребления. [1, c.135] Рассмотрим базовые принципы сегментирования потребительского рынка. При сегментировании потребительского рынка услуг обычно используют географические (региональное деление потребителей), психографические (тип личности, социальная среда, темперамент и т.п.), мотивационные (интенсивность потребления, назначение покупки и т. п.) и демографические (возраст, пол и т. п.) признаки сегментирования. То есть, имея социально-демографический "срез" общества, полученный, например, по результатам переписи населения, можно выделить и принять к позиционированию ряд потребительских сегментов. При сегментировании рынка товаров народного потребления обычно учитываются географические, демографические, социально-экономические, национально-культурные, психографические, поведенческие признаки. [2, c.67] Некоторые переменные, используемые для сегментирования потребительских рынков, приведены в табл.1.1. Таблица 1.1 Сегментирование рынка по социально-экономическим признакам Переменные сегментации Социально-экономические показатели 1. Социальный статус Низкий, средний, высший (может быть детализирован) 2. Уровень дохода (ежемесячный) Менее 100 тыс., 101 - 250, 251 - 400, 401 - 600, 601 - 800, свыше 800 тыс. 3. Социальный класс Рабочие государственных предприятий, рабочие частных предприятий, колхозник, фермер, предприниматель, служащий, творческая интеллигенция, техническая интеллигенция, студент 4. Профессия (род занятий) Люди умственного и физического труда; управляющие, должностные лица и владельцы фирмы; люди творческих профессий; рабочие и служащие; промышленные и сельскохозяйственные рабочие; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные 5. Уровень образования Начальное, незаконченное среднее, среднее, незаконченное высшее, высшее, послевузовское образование. Источник: [8], c.56. Т.о. при сегментировании рынка по социально-экономическому признаку прежде всего выделяются группы покупателей с учётом уровня доходов, принадлежности к общественному классу, профессии. При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит потребительский рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Например, при сегментации по уровню дохода рекомендуется разбивка всех потенциальных покупателей на равные по объему сегменты, с учетом того, чтобы объем каждого из сегментов был, по крайней мере, не меньше предполагаемого объема реализации услуг, основанного на знании производственных мощностей предприятия. ............ |