Часть полного текста документа: 1. Понятие скс. Ее особенности, функции, отраслевая структура. Соц.-культ. сфера - это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг соц.-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения. Цель СКС - обогащение духовной жизни людей и создание условий для соц. куль. деят. Особенности скс: 1. Труд работников скс осущ-ся в форме услуг. 2. Труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообр. вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным кач-вам работн. скс. Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми. 3. Скс имеет дело с обслуживанием нас-я, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предпр-й, орг-ций зависит от демограф. факторов (численность, плотность, состав нас-я и т.д.). 4. Труд в скс относит-но в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отлич. повышенной трудоемкостью. 5. Услуги явл-ся предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга м.б. потреблена лишь в момент произ-ва. 6. В скс природный фактор не играет огром. значения как в мат-м произ-ве. 7. Труд работников скс непроизводит., т.к. этот труд не участвует в создании мат-го блага. 8. Основные работники - это спец-ты со средним и высшим образов., большая часть из которых женщины. 9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес мат-х затрат очень низкий: в театре -13%, в цирке - 17%, в парках - 20%, в концертных организациях - 3,5%, в пром-ти - 83%, в строит-ве - 65%. Эк-сты делят услуги на 2 вида: > чистые услуги (непроизв-е, немат-е) > мат-е/произв-е услуги 1.1. Мат-е услуги создают отрасль мат-го произв-ва - это услуги, направленные на продолжение процесса произ-ва в сфере обращения, транспортировки, хранения мат-го продукта, а также услуги по восстановлению кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услуги торговли, общ-го питания, тр-та и связи, быт-го и коммунального хоз-ва). Общественное произ-во: > Мат-е произ-во (мат-е блага -товары, мат-е услуги) > Немат-е произ-во (немат-е услуги, немат-е блага) Сфера услуг 1.2. Немат-е услуги - услуги скс, не получающие предметно-осязательную форму. Это услуги, действия которых направлены непосредственно на человека/окружающие его усл-я. Произ-во таких услуг неотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуж-ю т-тов в гост-цах и предпр-ях питания, по организации концертных выступлений). 1.3. Сфера услуг - это совок-ть отраслей и видов д-ти, предназначенных для удовлетворения дух-х и мат-х потребностей нас-я. 1.4. Немат-е блага - это благо, действующее на развитие спос-тей ч-ка, созданные в непроизв-ной сфере: > внутренние - блага, данные ч-ку природой(голос, музык. слух, спос-ть к наукам) > внешние - то, что дает внешний мир для удовлетв. потр-тей (репутация, дел-е связи, протекция) Классификация отраслей скс: В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли скс и т-ма классиф-ся на 3 большие группы: a) Отрасли, обеспечивающие процесс воспроиз-ва мат-х и немат-х благ: - жил-но-комунальное хоз-во - наука b) Отрасли направленные на развитие спос-тей ч-ка, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и дух-х потребностей: - бытовое обслуж-е - пассажирский тр-т - связь по обслуж-ю нас-я - здравоохранение - соц-е обеспеч-е - т-м - культура и искусство c) Отрасли, удовлетворяющие потр-ти общ-ва в целом: - упр-е и планир-е нар-го хоз-ва - отрасли, обеспечивающие без-ть гос-ва - обеспечение охраны соб-ти. Сущ ещё 1 классификация СКСФ: 1. ............ |