МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
БЕЛОРЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
Студентки 5 курса, группы Е
Аверьяновой С.А.
Руководитель Коробатова М.Р.
Белорецк 2006 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы формирования семейных отношений в современной педагогике
1.1 Характеристика типов семенных отношений
1.2 Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю семейного воспитания
1.3 Особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений
Глава 2. Методы социально-педагогической поддержки детства
2.1 Индивидуальная помощь детям из асоциальных семей
2.2 Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Глава 3. Исследование влияния социально – педагогической поддержки на личность подростков
3.1 Анализ проведенных исследований
3.2 Коррекционная программа для подростков
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д. [12, 14].
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А.Н. Леонтьев, Т.В. Маркова, В.А. Петровский, Т.А. Куликова и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация типов семейного неблагополучия, а также стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.
В данной работе нами были изучены и использованы следующие источники: Семейный кодекс Российской Федерации (ст.63,ст.64, ст.65); Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.151, ст.156); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.20.20. ............