РЕФЕРАТ
Социально-психологические механизмы формирования правосознания личности
Перестройка правовой системы в условиях становления государственности России связана с переменами в сознании и психологии людей, затрагивая их интересы. Объективной необходимостью является выработка действенных механизмов повышения роли права и правовой системы в активизации человеческого фактора, немалый потенциал которого заключается в заинтересованном, ответственном и активном участии молодого поколения в перестройке правовой системы, демократизации и социально-экономическом развитии государства. В процессе нахождения таких действенных механизмов при реализации законодательства и правоприменительной деятельности пристального внимания заслуживают реально существующие на данный момент социально-психологические факторы, влияющие на действенность права в целом, отдельных правовых норм и юридических процедур. Особое значение приобретают социально-психологические факторы, которые обуславливают сознательное, добровольное и ответственное отношение личности к выполнению юридических обязанностей, использованию гарантированных действующим законодательством прав и свобод для осуществления личных потребностей и интересов, а также для реализации их социального предназначения и роли.
Современной тенденцией в исследовании права, является расширение “проблемного поля” исследования, т.е. рассмотрения не только социально-юридических, но также информационных, социологических, психологических проблем функционирования права. Психологическая ориентация в рамках, статуса самостоятельного направления в теоретико-правовых исследованиях, рассматривает следующие психологические аспекты правосознания: правомерное поведение, правоприменительная деятельность (А.У.Бейсенова, Е.А.Лукашева, Н.И.Козюбра, Н.Я.Соколов, В.Н.Кудрявцев, Е.К.Нурпеисов, В.В.Оксамытный, Р.К.Русинов, И.Я.Дюрягин, В.В.Лазарев). Результаты научной деятельности этих исследователей представляют значительный вклад в изучение психологической стороны правового регулирования и правосознания. Не менее значительны по своей сути также труды психологов: С.Л.Рубинштейна, А.И.Леонтьева, М.А.Андреевой, А.Г.Асмолова, Д.Н.Узнадзе; педагогов: А.С.Макаренко, И.С.Кона, В.В.Давыдова, Ю.К.Бабанского и др.
Для раскрытия сущности процесса формирования правосознания индивида, первостепенное значение имеет исследование элементов социально-психической регуляции, которые заложены в правовом сознании, - интересов, мотивов, целей, волевой направленности. Все эти элементы действуют как система и в своем единстве регулируют поведение человека в правовой сфере. Социально-психическое регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой и признанной в данном обществе правовой системой, определяется уровнем общественного развития. В этом смысле юридические нормы транслируют модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных жизненных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен – срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, “археологические пласты” психологии. Так, право отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной исторической эпохи, в частности, вытекающие из их внутренней психологии. ............