Введение
 В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127).
 Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель (30,С.128). Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
 Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
 Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
 - состоянию коллективного сознания;
 - отражению особенностей взаимодействия людей;
 - эмоционально-психологическому настрою группы;
 - настроению группы;
 - состоянию группы;
 - психологическому единству членов группы;
 - взаимоотношениям в группах и коллективах и др.
 Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, в нашем случае это качественные медицинские услуги. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
 Для сотрудников любой организации нужно относиться к своей работе ответственно и добросовестно, что значительно влияет на производительность труда и качество выпускаемой продукции, это в свою очередь повышает спрос на выпускаемую продукцию. От сотрудников требуются психологическая устойчивость и способность приспосабливаться к постоянным изменениям в структуре руководства и функциональных обязанностей. От уровня оптимальности социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками.
 Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
 Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации. 
 Целью исследования является анализ социально-психологического климата коллектива медицинского персонала центральной районной больницы.
 Объект исследования – характеристики социально-психологического климата в коллективе медработников.
 Предмет исследования – условия, благоприятствующие развитию положительных характеристик социально-психологического климата.
 В качестве гипотез нами были сформулированы следующие предположения:
 1) медицинский коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;
 2) медработники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;
 3) социально-психологический климат взаимосвязан с уровнем конфликтности и эмоциональной характеристикой коллектива.
 Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы мы определили следующие задачи:
 1 - провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;
 2 - сконструировать программу изучения социально-психологического климата и условий его развития;
 3 - провести диагностику социально-психологического климата в коллективе медработников;
 4 - провести анализ полученных данных с опорой на методы математической статистики;
 5 - дать характеристику социально-психологического климата в исследуемой организации;
 6 - по итогам исследования сформулировать условия оптимизации социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы;
 7 – сформулировать рекомендации по управлению социально-психологическим климатом в исследуемом коллективе.
 Программа изучения социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы включала следующие этапы:
 1.  Изучить уровень межличностных взаимоотношений в коллективе.
 2.  Выявить вид отношений в коллективе.
 3.  Определить стратегию поведения медработников в конфликтной ситуации.
 4.  Проанализировать полученные результаты диагностики социально-психологического климата в исследуемом коллективе.
 5.  Предложить варианты решения выявленных проблем социально-психологического климата в коллективе медработников центральной районной больницы.
 Для изучения социально-психологического климата в коллективе были выбраны следующие методики: бланковые - тест К.Томаса; экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С.  ............