Введение
Жизнь современного студента проходит в сложных условиях, в ситуации социально-экономических преобразований. Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности.
На смену людям с советской закалкой, с советской культурой труда приходят молодые, выросшие при иных условиях, чьи ценности формировались уже в совсем ином окружении, атмосфере, при других условиях. Однако культура – это достаточно консервативное образование, изменения в котором происходят достаточно медленно. Тем интереснее наблюдать возможные изменения культуры труда в нашей стране в силу тех радикальных преобразований, что буквально «перетряхнули» всю страну в начале 1990-х годов.
Совмещение производственного труда и учебной работы студентами
Что же делает вторичную занятость неотъемлемым элементом жизни современного студента? Ответ на данный вопрос тем более существенен, что обследованные студенты в подавляющем своем большинстве не платят за учебу, а по своему социальному происхождению относятся к более или менее обеспеченной среде. (88% опрошенных студентов обучаются на бюджетной основе и лишь 12% - на коммерческой)
Анализ мотивов занятости работающих студентов позволил обнаружить их неоднозначный характер. На первом месте стоит желание иметь личные деньги (60%). На втором месте оказалось стремление к экономической независимости от родителей (40%). Показательно, что необходимость обеспечить себе средства для существования стоит лишь на третьем месте (20%). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, некие символические атрибуты жизни - соответствующие одежду, услуги и т.д.
В самом процессе трудоустройства студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые (28%), друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу (40%). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся сами. Свою лепту в данный процесс вносят средства массовых коммуникаций (24%). Показательно, что специальные государственные институты занятости не пользуются особой популярностью у студентов.
Характер занятости студентов таков: большинство имеют постоянную работу (62%), остальные же ограничиваются случайными заработками (38%).
Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Рейтинг здесь таков: большинство опрошенных нашли работу в сфере обслуживания (46%), 17% - в бюджетной сфере, 14% являются муниципальными служащими, 10% работают в торговле, 5% заняты в предпринимательстве, 8% отметили вариант "другое" (сюда вошли журналистика, общественное питание и АНО).
В ходе исследования был получен ответ на вопрос о том, насколько занятость студентов дневного отделения способствует их профессионализации и обеспечивает лучшие условия для будущего трудоустройства.
В целом у 60% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой в вузе специальностью (при этом у 8% совпадает полностью и у 52% - совпадает отчасти). ............